Новые налоговые льготы и другие поправки в НК РФ для бизнеса и физлиц
Автор Елена Маврицкая
При участии Наталья Никитченко
Внушительный пакет налоговых поправок утвержден Федеральным законом от 26.03.22 № 67-ФЗ (далее — Закон № 67-ФЗ). Большинство новшеств — это льготы, которые будут действовать в ближайшие несколько лет. Так, отменены штрафы для участников контролируемых сделок. Расширен перечень случаев, когда можно применить заявительный порядок возмещения НДС. Введены временные льготы по НДФЛ для тех, кто открыл вклад или взял кредит. Об этих и других изменениях читайте в нашей статье.
Изменения в критериях контролируемых сделок
Напомним, что контролируемые сделки (КС) условно делятся на две категории.
- Сделки между взаимозависимыми лицами.
- КС, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (хотя стороны не взаимозависимы).
Однако не любая сделка из первой категории признается контролируемой. Нужно, чтобы выполнились определенные условия: по сумме доходов, месту регистрации участников и ряд других (подробнее см. « Контролируемые сделки в 2022 году: критерии, сроки, штрафы »).
Комментируемый закон изменил одно из таких условий. Прежде говорилось: к контролируемым, относятся, в частности, сделки, если хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль.
Теперь появилось уточнение. Данное условие не распространяется на сделки, по которым доходы и расходы признаются в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, независимо от даты подписания договора. Другими словами, в указанный период использование инвестиционного вычета не делает сделку контролируемой ( новая редакция подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ).
Что касается сделок из второй категории (приравненных к КС), то для них также изменили один из критериев. Ранее в числе прочего требовалось, чтобы доходы по договору или контракту составляли в сумме более 60 млн руб. за календарный год. После вступления в силу комментируемых поправок (с 26 марта 2022 года) — более 120 млн руб. Обратите внимание: данное новшество будет действовать постоянно ( новая редакция п. 3 ст. 105.14 НК РФ ).
Временно приостановлено наказание участников контролируемых сделок за неуплату (не полную уплату) налогов. По общему правилу, штраф могут назначить, если условия КС не сопоставимы с условиями сделок между лицами, которые не являются взаимозависимыми. Размер санкции — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. ( п. 1 ст. 129.3 НК РФ ). Однако, штрафа не будет, если доходы и (или) расходы по договору признаются в 2022 — 2023 годах, независимо от даты его заключения.
Новшества в заявительном порядке возмещения НДС
В общем случае возмещение НДС возможно после завершения камеральной проверки. Но в отдельных ситуациях у налогоплательщиков есть право на заявительный (досрочный) порядок. Для этого нужно подать соответствующее заявление, и инспекция зачтет или переведет деньги, не дожидаясь окончания «камералки».
Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно
Условия, при которых можно применить заявительный порядок, изложены в статье 176.1 НК РФ . Это, в частности, перечисление налогов на сумму не менее 2 млрд руб. за три календарных года, предшествующих году подачи заявления (речь идет о совокупной сумме налога на прибыль, НДПИ, акцизов и НДС, кроме уплаченных в связи с импортом и экспортом). Либо наличие банковской гарантии или поручительства.
Законодатели добавили новые условия. Теперь на заявительный порядок возмещения НДС за периоды 2022 и 2023 годов могут претендовать организации и ИП, которые на дату подачи заявления не находятся в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства. При этом совокупная сумма налогов, уплаченных в предшествующие годы, для них не важна. Они смогут до окончания камеральной ревизии возместить НДС:
- в пределах суммы налогов и сборов, уплаченных за календарный год, предшествующий году подачи соответствующего заявления (без учета налогов, перечисленных в связи с экспортом и импортом, либо в качестве налогового агента) — без банковской гарантии и поручительства;
- сверх указанной суммы — при наличии банковской гарантии или поручительства.
Такие правила закреплены в новых подпункте 8 пункта 2 и пункте 2.2 статьи 176.1 НК РФ и действуют с 26 марта 2022 года.
Новая формула для расчета дохода по банковским вкладам
Также поправки внесены в пункт 1 статьи 214.2 НК РФ. В нем говорится о доходах в виде процентов, полученных физлицом по банковским вкладам и счетам.
Раньше облагаемая база по НДФЛ равнялась разнице двух величин. Первая — это сумма процентов, полученных в течение календарного года. Вторая — 1 млн руб., умноженный на ключевую ставку Центробанка, действующую на 1 января этого же года. Подробнее см. « ФНС разъяснила, как и когда вкладчикам нужно будет уплатить НДФЛ с процентов по депозитам ».
Начиная с 26 марта 2022 года, вторая величина считается иначе. Чтобы ее найти, нужно сравнить все значения ключевых ставок, действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца текущего года. Из этих значений следует выбрать максимальное и умножить его на 1 млн руб.
Внимание!Предусмотрены и временные льготы по НДФЛ. Доход, полученный в 2021 и 2022 годах в виде процентов по банковским счетам и вкладам, будет полностью освобожден от этого налога. Также не придется платить НДФЛ с материальной выгоды, полученной в 2021 — 2023 годах от экономии на процентах по кредитам. Это следует из новых пунктов 90 и 91 статьи 217 НК РФ , введенных законом № 67-ФЗ. Также см. « Вкладчиков временно освободят от уплаты НДФЛ с процентов по депозитам».
Получите электронную подпись для входа в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС Отправить заявку
Какие еще поправки внесены в Налоговый кодекс законом № 67-ФЗ
Суть поправки
Норма Налогового кодекса
С какого момента действует
В 2023 году облагаемые базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций (по «кадастровым» объектам) и налогу на имущество физлиц определяются исходя из кадастровой стоимости объекта на 1 января 2022 года (если она меньше, чем по состоянию на 1 января 2023 года)
новые редакции п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 403 НК РФ
с 1 января 2023 года
При соблюдении ряда условий от НДФЛ освобождены доходы в виде имущества (кроме денег) и имущественных прав, полученных в 2022 году от иностранной организации или структуры. Установлено, как включать такие суммы в расходы при определении имущественного вычета
новый подп. 60.2 ст. 217 НК РФ; новая редакция п. 2 ст. 220 НК РФ
с 26 марта 2022 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года
От налога на прибыль освобождены долги по займам, полученным от иностранных кредиторов (если договор заключен до 1 марта 2022 года) и прощенные в 2022 году
новый подп. 21.5 п. 1 ст. 251 НК РФ
Установлено, на какую дату определять в 2022 — 2024 годах доходы в виде положительной курсовой разницы по требованиям и обязательствам в иностранной валюте
новый подп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ
Установлено, на какую дату определять в 2023 — 2024 годах расходы в виде отрицательной курсовой разницы по требованиям и обязательствам в инвалюте
новый подп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ
с 1 января 2023 года
По 31 декабря 2023 года продлено действие интервала предельных значений процентных ставок от 75 до 125% (используется для учета процентов по долгам при налогообложении прибыли)
новая редакция п. 1.2 ст. 269 НК РФ
с 26 марта 2022 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года
Установлены особые правила для определения величины контролируемой задолженности и собственного капитала в 2022 — 2023 годах (в отношении обязательств, возникших до 1 марта 2022 года)
ст. 4 Закона № 67-ФЗ
с 26 марта 2022 года
До конца 2024 года продлено действие норм, позволяющих субъектам РФ устанавливать нулевые ставки по УСН и ПСН в отдельных сферах бизнеса для впервые зарегистрированных ИП
п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ, ст. 3 Закона № 67-ФЗ
с 26 марта 2022 года
Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно
Новые налоговые льготы по налогу на прибыль и НДС в период финансовых санкций
Новые налоговые льготы по налогу на прибыль и НДС в период финансовых санкций
Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ о налоговых льготах для российских компаний в условиях финансовых санкций и экономической нестабильности. Рассказываем, кто может получить новые льготы.
Льготы по налогу на прибыль
Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ расширил перечень доходов, которые разрешается не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль (новая редакция ст. 251 НК РФ). К числу таких доходов, в частности, с 1 января 2022 года отнесены (п. 26 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ):
- доходы в виде безвозмездно полученного из государственной казны имущества (за исключением денежных средств), предназначенного для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавирусной инфекции;
- доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договорам займа (кредита), заключенным до 1 марта 2022 года с иностранной организацией в случае принятия такой организацией решения о прощении долга;
- доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств, связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе его из состава участников такого общества или в результате его исключения в 2022 году из состава участников в судебном порядке;
- доходы в виде стоимости газа и услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям, полученных на безвозмездной основе потребителями, использующими газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях.
Кроме того, закон расширяет и перечень расходов организаций, которые они могут принимать к учету с применением повышающего коэффициента (новая редакция ст. 257 НК РФ). По новым правилам компании вправе применять повышающий коэффициент 1,5 в отношении расходов на приобретение следующих основных средств и нематериальных активов (п. 28 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ):
- основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции и относящихся к сфере искусственного интеллекта;
- программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российского ПО и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта.
Данная налоговая льгота вступает в силу с 1 января 2023 года (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ).
Полезные материалы по теме:
- Компании смогут учитывать расходы на российские программы и электронику с коэффициентом 1,5
- Нулевую ставку НДС распространили на покупку алмазов и бриллиантов
- Производителям электроники упростили доступ к льготам по налогу на прибыль и страховым взносам
- Для IT-компаний и производителей электроники изменили правила заполнения формы РСВ
- Организации и ИП вновь обязали платить НДС при покупке электронных услуг у иностранных фирм
- Для граждан расширили право на социальный вычет и установили новые льготы по НДФЛ
Налоговые льготы для производителей электроники
Также подписанный закон заметно смягчил условия применения льготных ставок налога на прибыль и страховых взносов для производителей электроники. Сейчас такие организации вправе применять ставку налога на прибыль в размере 3% для части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, и 0% – для части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Совокупный пониженный тариф страховых взносов для них составляет 7,6%.
Для применения указанных льгот доля дохода таких компаний от реализации услуг по проектированию, разработке, ремонту и техобслуживанию электроники должна составлять не менее 90% от общей суммы доходов, а численность работников – не менее 7 человек. Поправки снижают долю профильных доходов производителей электроники до 70% и исключают из НК РФ условие о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения налоговых льгот (п. 1.16 ст. 284 НК РФ).
Таким образом, компании смогут применять льготы по налогу на прибыль и страховым взносам, если их доходы от проектирования, выпуска и обслуживания электроники составят не менее 70% от общей массы доходов, а численность персонала будет меньше 7 человек. Новые условия применения налоговых льгот действуют в период с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024 года включительно (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ). Льготы распространяются на организации, включенные по состоянию на 14 июля 2022 года в реестр организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Нулевая ставка НДС
Что касается НДС, то закон вводит с 1 октября 2022 года нулевую ставку налога в отношении (пп. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ):
- реализации необработанных природных алмазов фондам драгоценных металлов и драгоценных камней, банкам и иным организациям, осуществляющими добычу драгоценных камней;
- реализации обработанных природных алмазов фондам драгоценных металлов и камней и банкам;
- реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
При реализации алмазов для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки НДС в налоговую инспекцию нужно будет представить контракт на продажу алмазов и документы, подтверждающие передачу в фонды, банкам или иным организациям (п. 8.1 ст. 165 НК РФ).
Ставка НДС 0% при продаже судов лизинговыми компаниями применяется при условии представления ими контракта на реализацию судна, содержащего условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 90 календарных дней с момента перехода права собственности, либо иного договора на реализацию судна (п. 13 ст. 165 НК РФ).
Освобождение от НДС
Одновременно закон расширяет перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС. Так, с 14 июля 2022 года от НДС были освобождены услуги по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительным сетям оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физлицам для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ). Данные услуги теперь не являются объектом налогообложения НДС.
Кроме того, с 1 октября 2022 года от налогообложения НДС освобождаются следующие операции (новая редакция ст. 149 НК РФ):
- реализация банками драгоценных металлов в слитках и обработанных природных алмазов физическим лицам независимо от помещения этих слитков и алмазов в хранилища банков;
- реализация банками драгоценных металлов в слитках организациям при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ;
- реализация иностранными компаниями физлицам имущества (за исключением денежных средств) и имущественных прав, доходы от получения которых данного физлица подлежат освобождению от налогообложения НДФЛ;
- передача газа или оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям на безвозмездной основе потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях.
Последние операции не признаются объектом налогообложения НДС при условии, что передача газа и оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям осуществляются без взимания платы с потребителей (пп. 23 ст. 146 НК РФ).
Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам (действующая редакция)
1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Льготы по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории «Сириус», устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом. Льготы по местным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории «Сириус», устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус» о местных налогах и сборах.
Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ] Скачать документ в форматеКомментарий к ст. 56 НК РФ
Комментируемая статья определяет особенности установления льгот по налогам.
Как разъяснено в Определении КС РФ от 07.02.2002 N 37-О, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Например, предусмотренное статьей 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС является разновидностью налоговых льгот.
В то же время отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно статье 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Данная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12.
В соответствии с правовой позицией КС РФ льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ; исходя из смысла пункта 2 статьи 17 НК РФ льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях; поскольку установление льгот не является обязательным при определении существенных элементов налога, отсутствие таких льгот для других категорий налогоплательщиков не влияет на оценку законности установления самого по себе налога.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Следовательно, содержание понятия «льготы по налогам и сборам», установление и использование указанных льгот являются предметом регулирования НК РФ и принимаемых в соответствии с ним актов законодательства о налогах и сборах.
Такая позиция изложена в письме Минфина России от 17.08.2012 N 03-02-07/1-201.
Представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований не обладают правом изменять или отменять (имеют право только дополнять) налоговые льготы по региональным и местным налогам, установленные НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2012 N Ф03-4258/2012 суд указал, что в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 3 часть 10).
Таким образом, представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, на территориях соответствующих муниципальных образований.
В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что при применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» обращено внимание, что не все из перечисленных в статье 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения НДС по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подпункт 1 пункта 3 статьи 149 — в отношении религиозных организаций, подпункт 2 пункта 3 статьи 149 — в отношении общественных организаций инвалидов, подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ — в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.
Вместе с тем со ссылкой на положения пункта 6 статьи 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.