Субъекты отрасль право социального обеспечения

Субъекты права социального обеспечения.

Субъекты права социального обеспечения — это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Одним из участников правоотношений по социальному обеспечению всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим — государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо)

Непременным условием для того чтобы стать участником правоотношения является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность.

Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных прав и обязанностей, т. е. приобрести конкретное правовое положение

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность (в нее включают деликтоспособность)

Субъект правоотношения по социальному обеспечению — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

В праве социального обеспечения отсутствует единая правосубъектность для всех субъектов.

Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества или как работнику в силу обязательного социального страхования

Предоставление социального обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо.

В данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение может быть реализовано законным представителем управомоченного лица

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением конкретного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть застрахованные лица либо члены семьи застрахованного лица В этом случае необходима специальная правоспособность (связанная с уплатой страховых взносов). Одновременно с ней возникает и специальная дееспособность.

Принципы права социального обеспечения.

Под правовыми принципами понимаются руководящие начала, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм

Под принципами права социального обеспечения понимаются, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, определяют ее содержание, а с другой – указывают основные тенденции ее развития

По сфере действия принципы классифицируют на четыре группы:

1) Общеправовые (общие для всех отраслей права)

2) Межотраслевые (отражают черты нескольких отраслей права)

3) Отраслевые (определяют специфику конкретной отрасли)

4) Внутриотраслевые (принципы отдельных институтов отрасли)

К общеправовым относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ:

• неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими

• равенство всех перед законом и судом

• равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации

• гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и другие

Для ряда отраслей права общими являются следующие принципы:

• государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан

• гарантированность охраны здоровья человека

• защита от безработицы и другие принципы

Это межотраслевые принципы, наиболее характерные для трудового права, семейного права, права социального обеспечения

В число отраслевых принципов права социального обеспечения включают следующие:

1) всеобщность социального обеспечения

2) осуществление социального обеспечения как за счет страховых взносов, так и за счет средств бюджета

3) дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств

4) обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума

5) гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми

6) многообразие видов социального обеспечения

Внутриотраслевые: принципы института медицинской помощи и лечения

принципы института социального обслуживания

3.4. Субъекты, объекты и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения

Согласно теории права любое правоотношение включает в себя субъекты, объект и содержание. Рассмотрим указанные элементы применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.

В правоотношении могут участвовать как минимум два субъекта. Прежде всего к ним относятся физические лица – граждане, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством, которые находятся на территории России и за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств, стать субъектами социально-обеспечительных правоотношений. Субъектом получения социального обеспечения может быть также семья или любое лицо (в случае, когда оно взяло на себя расходы на погребение).

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению чаще всего выступает государственный орган или орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. В качестве такового могут выступать и другие уполномоченные органы и организации (учреждения, предприятия). Органами и организациями, осуществляющими различные виды социального обеспечения, могут быть, в частности:

– государственные и муниципальные органы социальной защиты населения;

– органы государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, Федерального и территориального фондов ОМС);

– органы службы занятости;

– органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

– государственные учреждения социального обслуживания;

Чтобы стать субъектом социально-обеспечительных правоотношений, сначала необходимо стать субъектом права социального обеспечения.

Субъект права – это потенциальный участник правовых отношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им правосубъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им. Субъект правовых отношений – это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия норм, реализации правосубъектности. Субъекты правовых отношений – это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий).

Таким образом, понятие субъект социально-обеспечительного правоотношения уже понятия субъект права социального обеспечения, ибо для того, чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения – это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

В данном определении названо три юридических свойства субъекта права социального обеспечения: 1) способность лица быть носителем субъективных прав и обязанностей (правоспособность); 2) свобода воли лица, то есть свобода выбора конкретного содержания своих действий и способность принимать адекватные решения, иными словами – способность участвовать в правоотношениях (дееспособность); 3) обязательность признания лица субъектом права социального обеспечения юридическими нормами.

Совокупность установленных законом для всех и каждого из будущих участников социально-обеспечительных правоотношений свойств образует понятие правосубъектности лица, причем содержание правосубъектности индивидуальных и коллективных лиц составляют два основных элемента: правоспособность и дееспособность.

Поэтому под социально-обеспечительной правосубъектностью следует понимать единство свойств субъекта, включающее в себя способности лица обладать правами и обязанностями (правоспособность), своими действиями приобретать и осуществлять их (дееспособность).

Свойства субъекта права социального обеспечения (правосубъектности) различаются для разных институтов права социального обеспечения, как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему содержанию – возможностям правообладания (например, правом на пособие по временной нетрудоспособности). Следовательно, субъектами права социального обеспечения являются лица, за которыми законом признана особая совокупность юридических свойств – правосубъектность, дающая возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями. Применительно к органам (организациям), государству в целом социально-обеспечительная правосубъектность находит выражение в их компетенции.

Содержание социально-обеспечительной правосубъектности позволяет выделить ее виды – общую, отраслевую и специальную. Общая социально-обеспечительная правосубъектность – это способность лица в рамках данной системы права быть субъектом права вообще. В цивилизованных странах все люди с момента рождения обладают общей правосубъектностью. Отраслевая правосубъектность – это способность лица быть участником правоотношений, регулируемых той или иной отраслью права. Специальная правосубъектность – это способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отрасли права социального обеспечения. Она отражает специфику нормативного регулирования в границах подотраслей и конкретных институтов права.

Поскольку любой субъект права социального обеспечения может стать субъектом социально-обеспечительных отношений, только если он реально начнет действовать, вступит в конкретные отношения с обязанной стороной по реализации своего права на конкретный вид социального обеспечения, следовательно, субъект социально-обеспечительного правоотношения – это лицо, признанное субъектом права и выступающее в качестве действительного участника реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий) по социальному обеспечению.

В правоотношении могут участвовать как минимум два субъекта. Прежде всего к ним относятся физические лица – граждане, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством, которые находятся на территории России и за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами социально-обеспечительных правоотношений. Субъектом получения социального обеспечения может быть также семья или любое лицо (когда оно взяло на себя расходы на погребение).

Правосубъектность человека в социальном обеспечении не устанавливается раз и навсегда одинаковой. На протяжении всей его жизни она различна. От рождения и до смерти каждый человек обладает лишь общей правосубъектностью по праву социального обеспечения. По всем видам социального обеспечения правосубъектность человека возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависит от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, пенсионный возраст и т. д.). Человек одновременно может быть участником нескольких видов социально-обеспечительных правоотношений. Например, быть субъектом правоотношений по обязательному пенсионному страхованию и субъектом, правоотношения по государственному пенсионному обеспечению, субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это значит, что он имеет одну отраслевую правосубъектность на все имеющиеся роды и виды социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются: федеральные учреждения медико-социальной экспертизы – Федеральное бюро МСЭК, главные бюро МСЭК, бюро МСЭК в городах и районах (по поводу установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и др.); органы записи актов гражданского состояния (при подтверждении возраста, факта рождения или смерти); архивные учреждения и другие государственные и муниципальные органы.

Момент возникновения у второго субъекта (органа, организации) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (уставом, положением и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению. Все вторые субъекты социально-обеспечительных правоотношений являются правоприменительными органами.

Объектом социально-обеспечительного правового отношения выступает материальное и нематериальное благо, на которое направлены субъективные права и юридические обязанности его участников.

Субъективное право на какой-то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта.

Объекты социально-обеспечительных правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом социального обеспечения обеспечительные отношения.

В разных видах правоотношений – разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект.

Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов: 1) материальные блага (деньги, предметы, услуги); 2) нематериальные личные блага (здоровье, достоинство); 3) поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права; 4) официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является: 1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения; 2) назначение конкретного вида обеспечения; 3) заключение договора; 4) установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношений будет социальное благо – денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и другое, а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.

Объекты социально-обеспечительных правоотношений служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношений, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Юридическим содержанием социально-обеспечительного правоотношения принято считать корреспондирующие друг другу субъективные права и юридические обязанности субъектов в границах этого отношения.

Субъективное право определяется в науке права социального обеспечения как материально обусловленная, юридически закрепленная и гарантируемая государством возможность субъекта обладать и пользоваться конкретными благами, а также вид и мера его возможного или дозволенного поведения, а юридическая обязанность – как социально обусловленная и возможная необходимость определенного поведения субъекта социально-обеспечительных отношений, установленная государством.

Основа субъективного права – юридически обеспеченная возможность, а основа обязанности – юридически закрепленная необходимость. Субъект – носитель возможности – называется управомоченным; субъект – носитель обязанности – правообязанным. Первый может получать необходимое благо и совершать нужные действия; второй обязан совершать известные действия по обеспечению благом управомоченного.

В рамках социально-обеспечительного правоотношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Они направлены на то, что представляет интерес для субъектов социально-обеспечительных правоотношений – на конкретное социальное благо.

Субъективное право – это право субъекта правоотношения. Субъективное право – возможность сложносоставная; она включает в себя четыре правомочия: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, то есть право на собственные действия (такие действия человека, как правило, начинаются с заявления в орган (учреждение) с просьбой о реализации его права на конкретный вид социального обеспечения); 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, то есть право одного из субъектов социально-обеспечительных отношений на чужие действия; 3) возможность одного из субъектов – человека – прибегнуть к внутригосударственной, а в исключительных случаях, и к международно-правовой защите нарушенного (оспоренного) права на социальное обеспечение, а его контрагента к защите государства; 4) возможность пользоваться на основе конкретного права на обеспечение определенным социальным благом или правилом поведения. В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило, первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права человека на социальное обеспечение. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

В процедурных отношениях субъективное право социально-обеспечительного правоотношения включает: 1) право человека и органа, реализующего право на социальное обеспечение обратиться в любой орган государственной власти и местного самоуправления или общественного объединения в любой законной форме за установлением (подтверждением) необходимого юридического факта; 2) право на пользование любыми предусмотренными законом процедурами, установленными для реализации данного вида социального обеспечения; 3) право на обжалование в вышестоящий компетентный орган решения нижестоящего органа по конкретному делу.

Субъективное право человека на конкретный вид социального обеспечения является его возможностью, не только гарантированной законом, но и обязанностями контрагента и других субъектов. В противном случае это не субъективное право, а простая дозволенность, которая вытекает из объективного права.

Юридическая обязанность субъектов социально-обеспечительных отношений устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах обязанного субъекта. Юридическая обязанность соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента: 1) необходимость совершить определенные действия в целях реализации права на социальное обеспечение либо воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного субъекта; 3) необходимость для субъектов правоотношений нести юридическую ответственность за неисполнение требований нормативного правового акта; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом и совершать такие действия, в отношении которых он имеет право. Слагаемые юридической обязанности – это своего рода отдельные долженствования наподобие правомочий субъективного права на социальное обеспечение. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными правовыми предписаниями. Требовать исполнения обязанности субъекта сверх установленной меры – это произвол, нарушение законности. Вместе с тем без соответствующей юридической обязанности субъективное право превращается в фикцию. Права и обязанности субъектов социально-обеспечительных отношений являются соотносительными элементами (коррелятами). Эти права и обязанности взаимосвязаны и соответствуют друг другу.

13. Субъекты права социального обеспечения.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Среди физических лиц как субъектов правоотношений по социальному обеспечению прежде всего следует назвать граж­дан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, бе­женцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно нахо­дящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматри­ваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессу­альных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обес­печении они являются юрисдикционными правоохранительными, право-восстановительными органами.

14. Источники права социального обеспечения в России

Под источниками права согласно сложившейся в его общей теории традиции понимаются внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт. Кроме того, в силу закрепленного Конституцией Российской Федерацией примата международного права общепризнанные нормы и принципы последнего, будучи ратифицированы в установленном порядке, становятся частью российской правовой системы и обретают в ее рамках статус источника права.

Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности. Индивидуальный правовой акт, таким образом, сам не закрепляет никаких прав и обязанностей, а служит средством их осуществления, в связи с чем в качестве источника права не рассматривается.

В теории права применяется классификация его источников по различным критериям, в числе которых юридическая сила нормативного акта, статус органа или должностного лица, уполномоченного на его принятие, территориальная сфера действия.

Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.

В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.

Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С точки зрения юридической силы выделяют также законы и подзаконные нормативные акты. В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения, такие как Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.

Подзаконное регулирование также имеет важное значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы. Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Как правило, такие акты конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения. Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на федеральные, нормативные акты субъектов Российской Федерации и муниципальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти Российской Федерации, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции Международной организации труда (МОТ), межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации. Среди последних важное значение имеют соглашения государств — участников СНГ. В частности, Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств» 1997 года. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Указы Президента. Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей».

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

Правовые акты субъектов РФ

Правовые акты муниципальных образований

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий