Субъект объект право социального обеспечения

Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению

В качестве субъектов данных правоотношений следует рассматривать, как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др.

Обязанные субъекты здесь:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) отдельные организации.[13]

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают и граждане, которые обладают таким юридическим статусом, как правосубъектность, который позволяет им быть участниками тех или иных правоотношений. Основным элементом правосубъектности выступает правоспособность, которая в сфере социального обеспечения характеризуется, как юридическое качество, дающее возможность лицу приобрести субъективное право на определенный вид социального обеспечения. Для примера, в качестве одного из элементов правоспособности, можно рассмотреть, право на пенсию.

Так, нормы ФЗ №173-ФЗ, определяют порядок начисления и выплаты назначенных сумм. Изменение установленных норм и правил осуществляется исключительно путем внесения соответствующих дополнений в нормативный акт. Если в международных договорах определены условия, отличные от положений Закона «О трудовых пенсиях», применяются первые. В предусмотренных нормами случаях Правительство устанавливает порядок осуществления прав граждан на выплаты и особенности их начисления отдельным категориям лиц. Отношения, касающиеся денежного обеспечения лиц за счет средств региональных и местных бюджетов, а также капитала предприятий, регламентируются нормативными актами субъектов, муниципалитетов и организаций.[14]

Субъектами правоотношений по данному виду социального обеспечения являются:

1) граждане страны, застрахованные в порядке, предусмотренном нормативным актом №167-ФЗ, при выполнении условий, определенных в рассматриваемом правовом документе;[15]

2) нетрудоспособные родственники работающих граждан. Эти субъекты обладают правом на трудовую пенсию при наличии условий, установленных ст. 9 ФЗ № 173;[16]

3) иностранцы и лица без гражданства. Для получения соответствующего права они должны постоянно проживать на территории России. Исключения могут предусматриваться в иных нормативных актах или международных соглашениях.

Другим примером правоспособности граждан, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, является право на получение различных пособий. Так, ФЗ №81-ФЗ предусматривает различные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

— первая, хоть и не самая значительная выплата, — денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты — обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней;

— государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название «по беременности и родам». На него могут претендовать работающие гражданки;

— единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей размер выплаты никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах;

— закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.[17]

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности. Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т. е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных — административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению: ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению является то, на что субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т. е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений — действия и их результаты: назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности.[18]

Так, например объектами данных правоотношений может быть пенсия, которая в свою очередь подразделяется на:

— социальную: по достижению старости, по потере кормильца и инвалидности. Данный вид пенсии могут получать только те лица, которые не получают трудовой;

— трудовую. Она назначается, когда наступает нетрудоспособность человека в силу достижения им преклонного возраста. Чтобы её получить, необходимо заниматься трудовой или иной полезной деятельностью. Она может выплачиваться при наступлении старости. Её назначают и тогда, когда индивид отработал некий положенный срок: в этом случае это будет пенсия за выслугу лет. Это позволяет охватить все сферы деятельности человека с учётом большинства особенностей;

— страховую. Это ежемесячная денежная плата, что компенсирует гражданам заработную плату или иной доход, который ими получался во время трудовой деятельности. Также на эти выплаты могут претендовать люди, которые являются членами семьи застрахованного, в случае если он умер;

Каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее в статье. Размеры выплат, что получает человек, определяются высшими государственными институтами. Список лиц, которые могут рассчитывать на такой доход, формируется федеральными законами. Главным органом, который занимается делами пенсионеров, являет Пенсионный фонд РФ.[19]

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что правоотношения по социальному обеспечению имеют свои субъекты и объекты. В качестве субъектов могут выступать:

— физические лица должны обязательно обладать правоспособностью, т. е. обладать юридическим качеством, позволяющим им быть участниками данных отношений;

— юридические лица, должны обладать правосубъектностью, т. е. обладать соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере;

— обязанные субъекты: органы гос. власти, органы местного самоуправления.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают все те блага на которые направлены субъективные права всех субъектов: для материальных правоотношений — это материальные блага (компенсации, выплаты, пособия), для нематериальных: действия и их результаты.

Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

Субъекты ПСО — это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые м. б. носителями юрид. прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по СО — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по СО. Т. О., любой субъект такого правоотношения — это всегда субъект ПСО, но не всякий субъект права — участник конкретного правоотношения по СО.

  1. ФЛ (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).
  2. Гос. орган, к компетенции которого отнесено осуществление СО, или уполномоченный государством другой орган (напр., работодатель).

Для того чтобы субъект ПСО превратился в субъекта правоотношения по СО, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия — юридические факты.

Виды юридических фактов:

1. В зависимости от юрид. последствий:

А) правообразующие: достижение соответствующего возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность работника и др.;

Б) правоизменяющие: изменение группы инвалидности; увеличение продолжительность трудового стажа и др.;

В) правопрекращающие: восстановление трудоспособности; трудоустройство безработного и др.

2. По характеру действия:

А) факты однократного действия: смерть человека, рождение ребёнка и др.;

Б) факты состояния: инвалидность, временная нетрудоспособность и др.

3. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников:

А) юрид. действия: волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении СО;

Б) юрид. события: абсолютные или относительные.

В ПСО основная масса юрид. фактов — это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного человека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др.

Для возникновения правоотношения в сфере СО необходим не один, а несколько юрид. фактов. Совокупность юрид. фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом.

Объект – то, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает.

  1. Материальные блага.
  2. Нематериальные блага. К их числу относятся и действия.

Все правоотношения по СО делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотношений различный. Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации и др. Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является нематериальное благо, а определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение.

Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Т. О., форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его.

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность — это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

В правоотношениях по СО субъективными правами наделено всегда ФЛ, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий СО.

Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по СО несут и определенные обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурно-процессуального порядка: представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение и др.

Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению

1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

  1. правоотношения имеют волевой характер;
  2. урегулированы правом;
  3. складываются между обязанными (органы государства, местного самоуправления, организации и граждане-работодатели) и уполномоченными (граждане) субъектами;
  4. возникают по поводу материального и иных видов обе­спечения;
  5. возникают на основе юридических фактов.

2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению в за­висимости от своей роли в распределительных отношениях подразделяются на субъекты, имеющие право на социальное обеспечение, и субъекты, обязанные его предоставить. Субъекты — граждане, имеющие право на социальное обе­спечение, представлены различными группами: несовершенно­летние, инвалиды (включая детей-инвалидов), лица, достигшие пенсионного возраста, лица, получающие пенсии по возрасту, по случаю потери кормильца, нетрудоспособные граждане, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, утратившие воз­можность к самообслуживанию и др. Граждане обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность, т. е. предусмотренная нормами права спо­собность лица быть участником правоотношений. Первый элемент правосубъектности — правоспособность. В теории права под правоспособностью понимается преду­смотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Она выступает в ка­честве предпосылки приобретения права на какой-либо вид обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являют­ся право на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.» Социально-правовая правоспособность является составной частью общеправовой правоспособности, возникает у каждого гражданина с момента рождения и прекращается с его смер­тью или признанием его умершим. Вторым элементом правосубъектности выступает дееспособ­ность (предусмотренная нормами права способность и юриди­ческая возможность лица своими действиями приобретать и осу­ществлять права и обязанности 3 ). Граждане могут обращаться в соответствующие органы с целью приобретения прав (за назначением пенсий, пособий, предоставлением мер социальной под­держки, защитой нарушенных прав), а также нести ответственность за свои неправомерные действия. Возраст наступления дее­способности в законодательстве о социальном обеспечении не определен, поэтому встречаются различные варианты приобретения дееспособности. Ее появление может совпадать с появле­нием, во-первых, трудовой праводееспособности (возникновение права на пособие по временной нетрудоспособности, трудовую пенсию по инвалидности и др.), во-вторых, гражданско-правовой праводееспособности (право на государственные пособия граж­данам, имеющим детей). Кроме того, в отношении отдельных групп субъектов социального обеспечения установлены специальные нормы о дееспособности (например, у лица, достигшего 14-летнего возраста, возникает право самостоятельного обраще­ния за назначением пенсии). Нормами законодательства о социальном обеспечении может быть установлен и повышенный возраст дееспособности. Так, медицинская стерилизация может быть проведена гражданину не моложе 35 лет. Таким образом, правоспособность является условием для существования субъективного права либо обязанности, а дееспособность характеризует степень са­мостоятельности приобретения прав и обязанностей. К субъектам, обязанным предоставлять обеспечение, отно­сятся: Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, Фонд обязательного социального страхования РФ и его терри­ториальные органы, федеральные и территориальные органы Фонда обязательного медицинского страхования РФ, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, иные органы государственной власти, местного самоуправления, ор­ганизации, работодатели — физические лица. Указанные субъ­екты, за исключением работодателей — физических лиц, явля­ются юридическими лицами. Правосубъектность юридического лица складывается из правоспособ-ности и дееспособности, возникающих одновременно, с момента регистрации юридического лица (госоргана). Право­субъектность лиц, обязанных предоставлять обеспечение, являет­ся специальной, выступает в виде компетенции, т. е. суммы прав, обязанностей и полномочий. Специальная правосубъектность осуществляется в материальных правоотношениях, а в процедурных правоотношениях проявляется административно-правовая правоспособность юридического лица. Объект правоотношений по социальному обеспечению — ма­териаль-ные блага и услуги, адресованные гражданину, по по­воду которых возникают правоотношения. Конкретными объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают пенсии, пособия, компенсационные выплаты, меры социальной поддержки, социальное обслужи­вание, медицинская помощь. Содержание правоотношений — субъективные права и юри­дические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения. Содержание правоотношений по социальному обеспечению представляет собой совокупность субъективных прав и юри­дических обязанностей граждан и уполномоченных органов по поводу получения и предоставления социального обеспе­чения. В правоотношениях по социальному обеспечению субъек­тивные права граждан включают правомочие требовать у упол­номоченных органов предоставления конкретных видов обе­спечения в установленные сроки, в определенных законом размерах. В свою очередь, у уполномоченных органов суще­ствуют соответствующие праву граждан обязанности: выплата пенсий, пособий, их перерасчет, индексация, предоставление медицинских услуг и др. Граждане несут обязанность по предоставлению надлежа­ще оформленных документов, извещению уполномоченных органов о наступлении обстоятельств, влекущих изменение, прекращение, приостановление предоставления обеспечения. Организации-работодатели и работодатели — юридические лица обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения пенсий, пособий и др., сообщать в уполномо­ченные органы о приеме на работу и т. п. Уполномоченные органы вправе потребовать от граждан предоставления необходимых документов, сообщения сведе­ний, явки на экспертизу, соблюдения режима и пр.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий