Право социального обеспечения в России

Система права социального обеспечения — научно обоснованное расположение правовых норм внутри данной отрасли. В системе права социального обеспечения можно выделить две части — общую и особенную.
Общая часть права социального обеспечения включает нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению или к большинству из них. Это комплекс нормативных предписаний, определяющих предмет, метод, задачи, принципы, источники отрасли права социального обеспечения.
Особенная часть права социального обеспечения охватывает отношения, регламентирующие отдельные виды (элементы) социального обеспечения.
В структуре особенной части можно выделить ряд самостоятельных структурных формирований правовых институтов:
- институт трудового стажа, включающий нормы, регулирующие виды трудового стажа, периоды, включаемые в трудовой стаж, правила исчисления и подтверждения видов трудового стажа;
- институт пенсионного обеспечения 1 Отдельные исследователи рассматривают отношения в сфере пенсионного обеспечения как подотрасль права социального обеспечения — пенсионное право. См.. например: Аракчеев B. C. Пенсионное право России. СПб., 2003. , который подразделяется на субинституты: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и трудовые пенсии, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение;
- институт пособий и компенсаций, включающий подинституты: пособия по временной нетрудоспособности, пособия по безработице, пособия гражданам, имеющим детей, и другие;
- институт социального обеспечения пострадавших на производстве и членов их семей, состоящий из подинститутов: обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, видов обеспечения по страхованию, порядка назначения и выплаты страхового обеспечения;
- институт медицинской помощи и лечения, который подразделяется на субинституты медицинского страхования, видов медицинской помощи, лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения;
- институт социального обслуживания, состоящий из множества подинститутов, подразделяемых по видам социальных услуг.
Система права социального обеспечения
Система права социального обеспечения — Это научно обоснованная классификация ее правовых норм, она состоит из общей и особенной части.
Общая часть до настоящего времени находится в стадии формирования и включает в себя следующие институты:
- основной институт. В этом институте определены круг регулируемых отношений, задачи и принципы;
- институт, нормы которого определяют виды обеспечения и собственно юридические факты с которыми связано возникновение правоотношений;
- институт, нормы которого определяют субъективный состав отношений по социальному обеспечению и объем правомочий их субъектов;
- институт источников отрасли.
- институт пенсионного обеспечения;
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет;
- социальная пенсия. ;
- исчисление и назначение пенсии;
- бесплатная медицинская помощь и лечение;
- бесплатная или со скидкой лекарственная помощь;
- санаторно-курортное лечение;
- полное стационарное обслуживание;
- полустационарное обслуживание;
- социальная помощь на дому;
- срочная социальная и консультативная помощь;
- государственная социальная помощь в натуральном виде;
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
- обеспечение инвалидов транспортными средствами;
- протезно-ортопедическая помощь;
- Право социального обеспечения как научная дисциплина – система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе правовых явлений.
- Объектом познания является сама отрасль как система права
- Наука изучает историю возникновения и перспективу развития данной отрасли;
- анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных нормативно правовых актов;
- изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах.
- понятие социального обеспечения как определенного социально-экономического явления;
- раскрывается состояние Российской системы социального обеспечения на современном этапе;
- анализируются формы социального обеспечения;
- дается понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования;
- рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках;
- история возникновения права социального обеспечения;
- обосновываются перспективы ее дальнейшего развития.
- диалектический;
- системный анализ;
- обобщение;
- исторический
- сравнительное правоведение;
- логический;
- технико-юридический;
- другие.
15.03.2015 347.65 Кб 4 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. doc
Система социального обеспечения и ее структура
Под системой в философской науке понимается совокупность взаимодействия элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство [1] . Социальное обеспечение полностью соответствует признакам системы. Это целостное образование, состоящее из множества комплектов, которые находятся во взаимосвязи.
Определив понятие социального обеспечения, необходимо дать его компонентный (элементный) и структурный анализ как системы. Всякая система имеет внутреннюю организацию (структуру), которая представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность [2] .
Социальное обеспечение — система со сложной структурой, содержание которой может изменяться в зависимости от того, что берется за ее основу. Существуют две основные структуры: структура по общественным отношениям и структура системы социального обеспечения.
Структура по общественным отношениям — суть строение социального обеспечения как системы общественных отношений. Какие же виды общественных отношений здесь необходимо учитывать? Социальное обеспечение состоит из связанных между собой различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических и правовых.
Отношения по социальному обеспечению как экономические есть часть распределения. Как экономическая категория социальное обеспечение выражает совокупность отношений по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления обобществленной части необходимого и части прибавочного продукта.
Отношения по социальному обеспечению представляют собой часть общественных социальных отношений. В качестве таковых они связаны с обеспечением людей жизненными средствами, расширенным воспроизводством человека как производительной силы. Через институты социального обеспечения происходит обеспечение жизненными средствами определенных категорий людей: достигших пенсионного возраста, инвалидов, временно потерявших трудоспособность, семей с детьми, безработных, малообеспеченных и др. Социальные отношения базируются на экономических отношениях и обусловлены ими.
В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в данной области. Будучи политическими, но характеру, отношения но социальному обеспечению тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения. Экономические отношения, являясь в данной структуре основными, через механизм интересов оказывают на политические отношения определяющее влияние. Связь же политических и социальных отношений выражается в следующем. Социальные отношения определяют содержание и направленность политических отношений. В рамках же политических отношений решаются текущие социальные проблемы. Социальная политика выступает формой организации социальных отношений.
Одним из важнейших элементов структуры социального обеспечения как системы общественных отношений выступают правовые отношения. Их значение обусловлено ролью права в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется входящими в нее экономическими, социальными, политическими отношениями. Правовое воздействие на отношения по социальному обеспечению (экономические, социальные, политические) ограничено характером взаимоотношений экономики, социальной сферы, политики и права. Как известно, право вторично по отношению к экономике и в конечном счете зависит от базиса. Поэтому взаимодействие правовых и экономических отношений определяются взаимоотношениями экономики и права [3] .
Социальные отношения создают основу для взаимодействия, существования и развития идеологических, в том числе правовых, отношений. Однако они связаны с правовыми отношениями опосредованно, через политические отношения. Право регулирует лишь те социальные процессы, которые получают отражение в политике на данном этапе развития общества.
Тесно связаны между собой правовые и политические отношения в области социального обеспечения. Социальная политика требует от государства применения правовых средств. В свою очередь, социальная политика не только пользуется правовыми нормами как средством для реализации своих целей, по и способствует совершенствованию права [4] .
Исследование структуры системы социального обеспечения требует предварительного разъяснения понятия этой системы. Из предыдущих тезисов можно сделать вывод, что к компонентам указанной системы относятся денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Это дает возможность определить систему социального обеспечения как систему взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и нормативных правовых актов.
Компонентами рассматриваемой системы являются ее части (государственная и негосударственная) и подсистемы (финансирования, управления, субъектов обеспечения, видов обеспечения, правовая), направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Каждая из них образует относительно самостоятельную систему с собственным внутренним составом, в то же время все они активно взаимодействуют, в результате чего осуществляется нормальное функционирование системы в целом.
Подсистема финансирования государственной части основана на двух способах (организационно-правовых формах) финансирования: обязательное социальное страхование и бюджетное финансирование.
Обязательное социальное страхование включает:
- 1) медицинское страхование;
- 2) пенсионное страхование;
- 3) страхование на случай временной нетрудоспособности;
- 4) страхование в связи с материнством;
- 5) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;
- 6) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В сфере обязательного социального страхования участвуют застрахованные лица, страхователи и страховщики. Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, иные граждане в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Страхователями здесь являются организации любой организационно — правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплачивать страховые взносы. В отдельных случаях страхователями могут быть органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В качестве страховщиков выступают некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Такими некоммерческими организациями являются ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Помимо Закона об основах социального страхования отношения в данной сфере регулируются Законом об обязательном медицинском страховании, Законом о страховании от несчастных случаев, Законом об обязательном пенсионном страховании, Законом о пособиях по временной нетрудоспособности. Тарифы страховых взносов установлены Законом о страховых взносах. На 2012—2016 гг. данные тарифы составляют: Г1Ф РФ — 22%, ФСС РФ — 2,9, ФФОМС — 5,1% в рамках предельной базы для начисления страховых взносов. Кроме того, в 2012—2015 гг. на сумму сверх предельной базы для начисления страховых взносов предусмотрены взносы по тарифу 10%, уплачиваемые в ПФ РФ. Для само занятых лиц (индивидуальные предприниматели и т. д.) предусмотрены особенности: в ФФОМС (обязательно) и ФСС (при добровольном вступлении в отношения по соответствующему виду страхования) устанавливается фиксированный размер взноса в сумме произведения МРОТ на соответствующий тариф, увеличенного в 12 раз, в ПФ РФ — в зависимости от дохода плательщика.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются федеральным законом на очередной финансовый год и плановый период. Эти страховые тарифы дифференцированы по классам профессионального риска.
Вторым способом финансирования государственной части российской системы социального обеспечения является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Из федерального бюджета производится социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их судей, федеральных судей, лиц, пострадавших от радиационных воздействий, и др. Из бюджетов субъектов РФ финансируется выплата ежемесячного пособия на детей, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, социальная поддержка.
Бюджетное финансирование регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год. В этих актах определены расходные обязательства Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обеспечения. Среди федеральных законов, предусматривающих предоставление отдельных видов социального обеспечения за счет средств федерального бюджета, Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, Закон о государственном пенсионном обеспечении, Закон о социальной защите инвалидов, Закон о ветеранах и др.
Подсистема финансирования негосударственной части системы социального обеспечения РФ включает средства местных бюджетов, средства организаций-работодателей, страховых медицинских организаций, негосударственных пенсионных фондов. С помощью этих источников осуществляется муниципальное социальное обеспечение, корпоративное социальное обеспечение, дополнительное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение.
Подсистема управления государственной части включает систему органов и учреждений, осуществляющих социальное обеспечение. Она образует две взаимосвязанные подсистемы: федеральные государственные органы исполнительной власти и федеральные государственные учреждения, а также государственные органы исполнительной власти и государственные учреждения субъектов РФ. В основе этого лежат положения и. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а также ч. 2 ст. 77 о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единство указанной системы представляет собой одно из проявлений единства системы государственной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ) [5] . К федеральным органам исполнительной власти относятся: Минздрав России, Минтруд России, Минобороны России, МВД России, Минюст России и др., их территориальные органы.
Особое положение в системе этих органов занимает Минтруд России. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.05.2012 № 535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны груда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Приоритеты Минздрава России определены в постановлении Правительства РФ от 31.05.2012 № 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства». Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росздра в надзора, ФМБА России, а также координацию деятельности ФФОМС. Кроме того, Минтруд России координирует деятельность ПФ РФ и ФСС РФ.
Социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, где граждане проходят военную и правоохранительную службу [6] .
Социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования осуществляют ПФ РФ и его территориальные учреждения, ФСС РФ и его территориальные учреждения, медицинские учреждения.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные учреждения в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, назначают и выплачивают пенсии с 1 января 2015 г. по Закону о страховых пенсиях и Закону о государственном пенсионном обеспечении.
Фонд социального страхования РФ и его территориальные учреждения согласно Положению о Фонде, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, выплачивают единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованным лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оплачивают расходы по их реабилитации и т. д.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения обозначены в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ряде других федеральных законов. К ним относятся как полномочия органов государственный власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, так и полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, которые осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
В подсистему управления субъектов РФ входят органы исполнительной власти, которые занимаются социальным обеспечением: министерства, управления, департаменты, комитеты социальной защиты населения, здравоохранения. Так, согласно Положению о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485, данное Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении единой государственной политики и осуществляющим полномочия по оказанию государственных услуг и управлению в сфере социального обеспечения и координирующим в этой сфере деятельность иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Территориальные органы этого Министерства — управления социальной политики.
В подсистему управления социальным обеспечением субъектов РФ входят также учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в собственности субъектов РФ (центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения и др.).
Подсистема управления негосударственной части состоит из органов местного самоуправления, администрации организаций-работодателей, администрации страховых медицинских организаций и негосударственных пенсионных фондов.
В ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральном законе положений, устанавливающих указанное право. Кроме того, ст. 19 данного Закона предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ — законами субъектов РФ [7] .
Управление в сфере социального обеспечения осуществляется с учетом положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. В Законе даются понятия государственной услуги, муниципальной услуги, закреплены обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе требования к организации представления услуг в электронной форме, предусмотрено включение услуг в реестр государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Особое внимание в Законе уделено административным регламентам: установлены требования к их структуре, общие требования к разработке их проектов, требования к предоставлению государственных или муниципальных услуг [8] , предусмотрены правила использования информационно телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Управление социальным обеспечением в организациях-работодателях, страховых медицинских организациях, в негосударственных пенсионных фондах осуществляют их руководители, а также специально созданные структурные подразделения.
Подсистема субъектов обеспечения государственной части системы социального обеспечения охватывает практически все население страны. Одни граждане являются застрахованными, другие же обеспечиваются из бюджетных средств (федерального бюджета, бюджета субъектов РФ). Отдельные группы граждан могут обеспечиваться как из средств обязательного социального страхования, так и из бюджетных источников (федеральные судьи, государственные гражданские служащие, работники прокуратуры и др.).
В подсистему субъектов обеспечения негосударственной части входят жители отдельных муниципальных образований, работники определенных организаций, граждане, вступившие в отношения по добровольному дополнительному медицинскому страхованию, а также негосударственному пенсионному обеспечению. Как правило, они одновременно могут получать обеспечение за счет средств обязательного социального страхования, федерального бюджета, бюджета субъектов РФ.
Подсистема видов обеспечения государственной части системы социального обеспечения Российской Федерации представлена системой денежных выплат, натуральных видов и услуг. Ее составляют блоки, объединяющие однородные им, родственные виды обеспечения, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы: пенсионная, денежных пособий и компенсационных выплат; медицинской помощи; социального обслуживания; социальной поддержки; государственной социальной помощи; дополнительного социального обеспечения. Каждая система видов обеспечения может быть подразделена на подсистемы.
Видами негосударственного социального обеспечения являются муниципальные пенсии (доплаты к пенсиям), меры социальной поддержки, корпоративные пенсии, дополнительные медицинские услуги, негосударственные пенсии и др.
Правовая подсистема государственной системы социального обеспечения состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Правовая подсистема негосударственной части включает муниципальные правовые акты, уставы организаций, их коллективные договоры и локальные акты, локальные акты страховых медицинских организаций и негосударственных пенсионных фондов.
Функции социального обеспечения — это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.
Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.
Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, — необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовноидеологическую, демографическую функции социального обеспечения.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: распределительной, обеспечительной и производственной.
С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы
аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, по направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.
Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и пр.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.
Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.
Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества. Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.
Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т. п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т. п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т. д.
Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к груду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия но временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т. д.).
Компенсационная подфункция — это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.
13 политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении
ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.
Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами — различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.
Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на сотшль — ное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует на сознание людей, укрепляет их доверие к государству.
Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т. д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.
Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие социальной психологии.
Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.
- [1] Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. М., 2010. С. 348.
- [2] Там же. С. 374.
- [3] Семякин М. //. Экономика и право: проблемы теории, методологии и практики. М., 2006.
- [4] Парягина О. А. Правовые проблемы социальной политики : учеб, пособие. Иркутск, 2001.
- [5] Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. В. Лазарева. М., 2009. С. 484
- [6] Подробнее об этом см.: Золотухин Г. А.. Копытов А. В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. М., 2002. С. 26—32; Антипъева Н. В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих. Омск, 2009.
- [7] Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения см.: Муниципальное право : учебник / под ред. А. Н. Кокотова. М., 2013. С. 242-246.
- [8] Подробнее об административных регламентах см.: Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник для вузов. М., 2010. С. 269—270.
Оцените статью:[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]