Профилактическая функция права социального обеспечения

Раздел I. Общая часть

Глава 1. Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения

План занятия

1.Понятие и функции социального обеспечения.

2.Государственная система социального обеспечения.

1. Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

• обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;

• имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

• заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (Приложение. Рис.1.):

• экономического характера (безработица);

• физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

• производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

• демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство) (Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования. Автореф. дис. д.ю. н. М., 2000. С.10; Попов В. г. Социальная защита населения в регионе. Учебное пособие. Екатеринбург, 1999. С.57-58.).

Рисунок 1. Социальные риски

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Социальный риск– это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Студенты должны усвоить сущность социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т. к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг (Приложение. Рис.2.).

Рисунок 2. Социальное обеспечение

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст. ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Студентам необходимо хорошо изучить концепцию «социального государства», знать основные социально-экономические права человека, закрепленные в Конституции РФ и международных актах, усвоить их содержание.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция заключается: 1) в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; 2) в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); 3) в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; 4) в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функциясоциального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Так, по данным официальной статистики, доходы самых богатых превышают доходы бедных более чем в 20 раз.

Демографическая функцияпризвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функциянаправлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Знание функций социального обеспечения поможет студентам осознать сущность социального обеспечения, понять, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства.

5. Функции социального обеспечения

Сущность социального обеспечения и его значение в жизни общества наиболее очевидно проявляется в его функциях, которые оно выполняет.

Существенных разногласий во взглядах учёных по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и их количестве.

Итак, к основным функциям социального обеспечения относятся:

1. Экономическая функция – заключается в полном или частичном возмещении (компенсации) трудового дохода или внутрисемейного содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, дополнительных расходов по воспитанию и содержанию нетрудоспособных членов семьи, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам, предоставлении населению бесплатных медицинских услуг.

2. Производственная функция. Благодаря действию данной функции усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

3. Политическая функция – состоит в преодолении и смягчении социальных конфликтов, поддержании социальной стабильности в обществе, разделённом на социальные слои в связи со значительными различениями в уровне доходов.

4. Демографическая функция – призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

5. Реабилитационная функция. Социальное обеспечение способствует поддержанию социального (общественного) статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг и т. д. с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания.

6. Профилактическая функция – заключается в предотвращении возникновения социальных рисков (например, несчастных случаев на производстве).

7. Защитная. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем являются основным назначением социального обеспечения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Функции социального обеспечения

Социальное обеспечение как форма жизнеобеспечения выполняет в обществе определенные функции, анализ которых позволяет глубже проникнуть в сущность этого социального явления.

В литературе практически единодушно признается наличие у социального обеспечения таких функций, как экономическая, социальная, демографическая, политическая.

Экономическая функция социального обеспечения проявляется двояко. Прежде всего, посредством системы социального обеспечения в обществе осуществляется перераспределение части ВВП в пользу нетрудоспособных лиц. Благодаря системе социального обеспечения они приобретают средства к существованию, что позволяет им выступать на товарном рынке, олицетворяя наряду с лицами, имеющими доходы иных видов, спрос на потребительские товары. А это, в свою очередь, влияет и на предложение таких товаров, оказывая стимулирующее воздействие на производство.

Кроме того, многие виды социального обеспечения прямо или косвенно связаны с трудовой деятельностью обеспечиваемых лиц и ее результатами. Благодаря установлению зависимости размера обеспечения от стажа стимулируется трудовая деятельность той продолжительности, в которой заинтересовано общество в данный период, и косвенно регулируется уровень занятости. Увеличение размера обеспечения по мере роста заработка способно оказать воздействие на производительность труда и на легализацию доходов населения.

Наконец, государство может увеличивать или снижать «социальные» налоги в зависимости от потребностей общества в том или ином виде производства, товаров или услуг; освобождать от них те сектора экономики, в развитии которых общество наиболее заинтересовано; предоставлять льготы по уплате этих налогов при выполнении производителями определенных социальных функций и т. п. Такие действия позволяют включить социальную сферу в экономический механизм не только в области потребления, но и производства.

Социальная функция выполняется социальным обеспечением в силу его самой глубинной сущности. Ее проявления также многоаспектны. Во-первых, социальное обеспечение призвано если не минимизировать, то хотя бы сгладить имущественное неравенство людей, вызванное причинами объективного свойства, такими как болезнь, старость, большое число иждивенцев и пр. Во-вторых, благодаря социально-обеспечительным мероприятиям лица, вырванные из нормальной жизни общества недугами и несчастьями, получают не просто возможность вернуться к привычному для них образу жизни, но и перспективу развития своих способностей, а вместе и ними и перспективу улучшения материального положения [1] . На это нацелена вся система социального обеспечения, которая призвана не только возместить этим лицам имущественные потери из-за утраченного или неполученного заработка либо из-за чрезмерных расходов, но и предоставить ряд социально-реабилитационных услуг, оказывающих помощь в возникшей трудной жизненной ситуации или в удовлетворении социально значимых потребностей. Развитая система социального обеспечения позволяет и трудоспособному населению испытывать чувство уверенности и защищенности от роковых случайностей. В-третьих, те виды социального обеспечения, которые адресованы семьям с детьми, выравнивают «стартовые возможности» детей, воспитывающихся в семьях с разным уровнем доходов, что особенно важно в условиях рыночных отношений, так как дает им равные шансы на достижение наивысших жизненных результатов.

Демографическая функция социального обеспечения наиболее сложна в своем проявлении. Обычно ее понимают как воздействие системы социального обеспечения на такие демографические процессы, как увеличение продолжительности жизни населения и стимулирование рождаемости и, как следствие, — на рост народонаселения. Однако несомненно, что влияние это косвенное, и данные процессы подвержены воздействию целого ряда факторов (общего уровня экономического развития страны, господствующих традиций, состояния окружающей среды, безопасности жизни в стране и пр.), в числе которых состояние системы социального обеспечения оказывает отнюдь не решающее влияние. Тем не менее такие мероприятия, как, например, материальная поддержка семьи при рождении ребенка или предоставление детям бесплатного медицинского обслуживания и лекарственной помощи, конечно, учитываются семьями, особенно молодыми, при принятии решения о рождении ребенка, а уровень пенсионного обеспечения и социального облуживаиия пожилых людей не может не сказаться на продолжительности их жизни.

Проявление политической функции социального обеспечения — эго прежде всего поддержание в обществе атмосферы «социального мира», социальной, а следовательно, и политической, стабильности. В этом заинтересовано любое общество, а если учесть, что дети и их родители, престарелые, работающие и постоянно испытывающие угрозу потери заработка лица, именно в отношении которых в основном и осуществляется социальное обеспечение, составляют подавляющее большинство населения любой страны, станет очевидным, как важно для общества эффективное функционирование системы социального обеспечения.

К числу функций социального обеспечения в литературе относят также духовно-идеологическую’. Действительно, система социального обеспечения строится на таких нравственных началах, как социальная справедливость, милосердие, социальная солидарность. Не случайно бытует мнение, что о степени цивилизованности общества можно судить по его отношению к детям и старикам. Проявление обществом заботы о престарелых и обездоленных оказывает воспитательное воздействие на молодое поколение, заставляет его задуматься о том, что только их активное участие в содержании нетрудоспособных сегодня позволит им самим завтра рассчитывать на такую же помощь от своих детей.

Мнение специалиста

М. В. Лушникова и А. М. Лушников предлагают рассматривать в качестве функций права социального обеспечения основные направления правового воздействия на общественные отношения с целью реализации назначения права социального обеспечения — установления государственных гарантий социально-обеспечительных прав, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При таком подходе функциями права социального обеспечения они считают защитно-компенсационную и социально-адаптационную (реабилитационную, интеграционную) функции [2] [3] .

  • [1] Именно поэтому некоторые авторы называют эту функцию социально-реабилитационной. См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Бек, 2001.С. 21; Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник., 2013. С. 30;Право социального обеспечения России : учебник / отв. ред. Э. Г. Тучкова. М. : Проспект,2014. С. 17.
  • [2] См.: Социальная защита населения в регионе : учеб, пособие. Екатеринбург, 1999. С. 66;Право социального обеспечения : учебник / иод рсд. В. Ш. Шайхатдинова., 2014.С. 32.
  • [3] См.: Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. М.: Юсти-цинформ, 2009. С. 453—454.
Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий