Право социального обеспечения
Право социального обеспечения: учебно-методическое пособие / Отв. ред. И. А. Шестеряков.- Саратов: изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2008.
Учебно-методическое пособие включает программу учебной дисциплины специализации «Право социального обеспечения», список литературы, рекомендуемой при самостоятельном изучении курса, основные нормативные акты и судебную практику, контрольные вопросы к зачету, практические задачи для решения на занятиях, примерную тематику курсовых и дипломных работ, методические указания по изучению дисциплины, программу практики студентов в органах социальной защиты.
В качестве приложений в пособие включены основные отраслевые федеральные законы (по состоянию на 25 июля 2008 г.) и Постановление Пленума Верховного Суда РФ.
Пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения», рекомендованной кафедрой трудового права Саратовской государственной академией права.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и колледжей.
Печатается в авторской редакции.
А в т о р с к и й к о л л е к т и в:
В. А. Абалдуев – канд. юрид. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ – раздел 2 тема 5, раздел 3 (§5 — совместно с Н. П. Черноморченко); А. М. Бабицкий– канд. юрид. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ – раздел 2 тема 2; В. В.Еремин — канд. юрид. наук., ст. преподаватель – раздел 2 темы 11, 12 ,18; Ю. А. Жукова – канд. юрид. наук, доцент – раздел 2 тема 17; С. Ю. Иванов – канд. юрид. наук, доцент – раздел 2 тема 10; С. В. Колобова – канд. юрид. наук, доцент – раздел 2 тема 15; С. А. Кузнецова – ст. преподаватель – раздел 2 тема 6; Ю. М. Никитенко – ст. преподаватель – раздел 2 тема 4; Н. П. Черноморченко – канд. юрид. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ – раздел 2 темы 7-9, раздел 3 (§5 – совместно в В. А. Абалдуевым); А. П. Цыбуленко – канд. юрид. наук, доцент, почетный работник ВПО РФ – раздел 2 темы 13, 14 и 16; И. А. Шестеряков – канд. юрид. наук, доцент – предисловие, раздел 1 (совместно с авторами тем раздела 2), раздел 2 темы 1 и 3; И. В. Шестерякова – канд. юрид. наук, доцент – раздел 2 тема 19, раздел 4.
Заведующий кафедрой частного права ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», доктор юридических наук, профессор О. Ю.Бакаева.
Министр социального развития Правительства Саратовской области В. В. Чернышов
Печатается по решению Учебно-методического совета ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
ISBN © ГОУ ВПО «Саратовская государственная
академия права», 2008
Раздел 1. Общие положения
§1. Программа учебной дисциплины……………………………………….
§2. Литература для самостоятельного изучения учебной дисциплины…….
§3. Нормативные правовые акты и судебная практика……………………
Раздел 2. Аудиторные занятия (практикум)
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения………………………………………………………………………….
Тема 2. Принципы права социального обеспечения……………………….
Тема 3. Источники права социального обеспечения……………………….
Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению………………….
Тема 5. Система социального обеспечения в РФ и ее организационно-правовые формы…………………………………………………………………….
Тема 6. Понятие и виды трудового (страхового) стажа……………………
Тема 7. Трудовые пенсии по старости……………………………………..
Тема 8. Трудовые пенсии по инвалидности………………………………..
Тема 9. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца………………….
Тема 10. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению………
Тема 11. Пенсии лицам, походившим военную, правоохранительную службу и их семьям………………………………………………………………….
Тема 12. Ежемесячное пожизненное содержание и дополнительное пенсионное и иное материальное обеспечение отдельных категорий граждан………………………………………………………………………………..
Тема 13. Пособия по временной нетрудоспособности………………………
Тема 14. Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Материнский (семейный) капитал………………………………………………….
Тема 15. Пособия при чрезвычайных обстоятельствах…………….
Тема 16. Иные социальные пособия……………………………………….
Тема 17. Государственная социальная помощь…………………………….
Тема 18. Медицинская помощь и лечение……………………………………
Тема 19. Международно-правовое регулирование социального обеспечения….
Раздел 3. Внеаудиторные занятия
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Раздел 1. Общие положения права социального обеспечения
Общая характеристика права социального обеспечения.
В рамках рассматриваемого раздела дисциплины «Право социального обеспечения» следует привести общую характеристику права социального обеспечения, в том числе определить значение системы социального обеспечения в жизни граждан, общества и государства. Студентам следует также понять соотношение категорий «социальное обеспечение», «социальная защита» и «социальное страхование». В связи с чем, под социальным обеспечением некоторые авторы понимают форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. Если говорить коротко, то в данном случае под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.
Другие авторы рассматривают социальное обеспечение как один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса
К числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе относят: во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения; в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.
Другие ученые выделяют и иные конститутивные признаки социального обеспечения. В частности, к их числу относятся следующие: 1) объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники социального обеспечения; 3) особые способы создания этих фондов; 4) особые способы предоставления средств существования; 5) закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.
Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. К функциям социального обеспечения принято относить: экономическую, производственную, социальную (социально-реабилитационную), политическую и демографическую функции.
Категория «социальной защиты» в теории права социального обеспечения рассматривается узком в более широком аспекте. В частности, рассматривается ведомственный подход, в соответствии с которым социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения. В широком смысле в нее входит деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.
Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.
Организационно-правовые формы социального обеспечения
Социальное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в определенных правовых формах. Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение; 2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника; 3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.
Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение; 2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника; 3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.
Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.
Государственное (обязательное) социальное страхованиев соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. К рассматриваемым мерам можно отнести право граждан на трудовые пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца; право граждан, имеющих детей на получение отдельных видов пособий; право семьи умершего застрахованного лица на пособие на погребение и т. д.
Субъектами указанной системы социального обеспечения являются застрахованное лицо, страхователь, страховщик. В системе обязательного медицинского страхования, являющейся разновидностью государственного (обязательного) социального страхования, участвует также четвертый субъект – лечебно-профилактическое учреждение.
В отличие от гражданско-правового страхования в системе государственного (обязательного) социального страхования в качестве застрахованного лица всегда выступает физическое лицо, к которому законодатель предъявляет некоторые требования, связанные с наличием гражданства Российской Федерации и трудового стажа. В отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства государственное (обязательное) социальное страхование осуществляется при условии постоянного проживания указанных лиц на территории Российской Федерации. В случаях временного пребывания иностранных граждан на территории России указанная организационно-правовая форма социального обеспечения осуществляется только при наличии международного договора о взаимопомощи в сфере социального обеспечения между страной их гражданства и Российской Федерацией.
В качестве страхователя выступают по общему порядку работодатели, правовой статус которых определен нормами трудового законодательства. К страхователям также отнесены предприниматели без образования юридического лица и категории граждан, приравненных к предпринимателям по своему юридическому статусу (в частности, адвокаты, нотариусы, частные детективы и т. д.).
Основой государственного (обязательного) социального страхования является обязанность страхователя отчислять страховые взносы во внебюджетные целевые фонды Российской Федерации. Поскольку данные взносы представляют собой обязательные платежи, порядок уплаты которых регламентируется налоговым законодательством, нарушение указанной обязанности влечет административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
Страховщиком в рассматриваемой системе страхования по общему порядку выступают страховые организации, имеющие государственную лицензию на осуществление соответствующего вида государственного (обязательного) социального страхования. Однако в системе государственного (обязательного) социального страхования и ее разновидностей особая роль отведена отдельным внебюджетным целевым фондам, к которым относятся Пенсионный фонд России, Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, на федеральном и территориальном уровнях. Указанные внебюджетные целевые фонды являются государственными учреждениями, имущество которых принадлежит государству на праве собственности, а средства, поступающие от страхователей в виде страховых взносов, не включаются в государственный бюджет и не могут быть направлены на иные цели, не предусмотренные уставами указанных фондов.
В сфере отдельных разновидностей государственного (социального) страхования соответствующие внебюджетные целевые фонды исполняют функции страховщика (в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования). В системе обязательного медицинского страхования Фонд обязательного медицинского страхования осуществляет функции надзора и контроля за своевременностью регистрации работодателей в качестве страхователей и заключения договоров со страховыми организациями на обязательное медицинское страхование, за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов страхователями, за полнотой и качеством оказанной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, за целевым использованием средств, направляемых в медицинские учреждения на оплату медицинских услуг, оказанных в рамках обязательного медицинского страхования.
В системе обязательного медицинского страхования дополнительным субъектом выступает лечебно-профилактическое учреждение, которое на основании договора обязательного медицинского страхования, заключенного со страховщиком, оказывает медицинские услуги в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования.
Вторая централизованная форма социального обеспечения — это социальное обеспечение за счет бюджетных средств (система государственных ассигнований из бюджета). При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Субъектами указанной организационно-правовой формы социального обеспечения выступают две категории граждан:
во-первых, граждане, имеющие особые заслуги перед государством, в силу чего имеющие право на повышенную социальную защиту со стороны государства. К таким категориям граждан можно отнести военнослужащих и приравненных к ним категорий служащих (например, служащие органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службы и т. д.), государственных служащих, участников ВОВ, жителей блокадного Ленинграда, лиц, пострадавших при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационно-техногенных катастроф.
во-вторых, граждане, которые в силу определенных жизненных обстоятельств не имеют трудового стажа, необходимого для приобретения права на социальное обеспечение за счет обязательного социального страхования, а также граждане, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации и не способные своими силами преодолеть указанные обстоятельства и обеспечить себя минимально необходимым социальным уровнем жизни (например, инвалиды, престарелые граждане, многодетные и малоимущие семьи, нетрудоспособные граждане, достигшие 60 и 65-летнего возраста (соответственно, женщины и мужчины), не имеющие трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, беженцы, вынужденные переселенцы). Рассматриваемым категориям граждан государство или субъекты Российской Федерации (либо органы местного самоуправления) за счет средств соответствующего бюджета предоставляют ряд социальных услуг, пособий, компенсаций.
Правовое регулирование трудового стажа
Значение трудового стажа как социально-правовой категории обусловлено оценкой его в качестве одного из основных юридических фактов, с наличием которых закон связывает право на тот или иной вид социального обеспечения. В связи с чем, указанная категория приобретает юридическое значение только в связи с предоставлением гражданам различных видов социального обеспечения при наличии того или иного вида трудового стажа определенной продолжительности.
В настоящее время юридическое значение имеют: общий трудовой стаж, страховой стаж, специальный трудовой стаж (в том числе выслуга лет) и непрерывный трудовой стаж.
Значение общего трудового стажа в настоящее время определено современной системой обеспечения граждан трудовыми пенсиями, в рамках которой осуществляется оценка пенсионных прав граждан исходя из продолжительности их общего трудового стажа. Порядок исчисления данной разновидности трудового стажа определен статьей 30 Закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
На современном этапе наибольшее значение приобретает страховой стаж, включающий в себя периоды, в течение которых гражданин подлежал государственному (обязательному) социальному страхованию (отдельным его разновидностям), и в отношении него уплачивались страховые взносы во внебюджетные целевые фонды. Различается страховой стаж в системе обязательного пенсионного страхования, являющийся основанием для предоставления права на трудовую пенсию; страховой стаж в системе обязательного социального страхования, являющийся основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Специальный трудовой стаж приобретает юридическое значение при осуществлении трудовой деятельности в условиях, отклоняющихся от нормальных. В связи с чем, специальный трудовой стаж может быть исчислен при выполнении работ на особых условиях (вредности, тяжести, опасности, особой интеллектуальной напряженности), либо в нормальных условиях труда, но в особых природно-климатических условиях (в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним). Учитывая характер данной разновидности трудового стажа, связанный с негативным воздействием на организм человека определенных внешних факторов, в том числе шумов, вибрации, вредных веществ, газов и т. д., в специальный трудовой стаж включаются только периоды фактической занятости работника на указанных условиях труда.
Данная разновидность трудового стажа предоставляет право на льготное пенсионное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с сокращением пенсионного возраста на количество лет пропорционально количеству лет специального трудового стажа.
Разновидностью специального трудового стажа является выслуга лет, представляющая собой продолжительность государственной или военной службы в органах государственной власти и управления. Наличие выслуги лет определенной продолжительности предоставляет право на государственную пенсию за выслугу лет, а также на получение некоторых разновидностей доплат в связи с наличием выслуги лет.
Значение непрерывного трудового стажа в настоящее время минимально, поскольку продолжительность работы без перерывов на одном предприятии имеет значение лишь при осуществлении расчета среднего заработка работника за последние 12 месяцев работы для определения размера пособия по беременности и родам и пособия по временной нетрудоспособности.
В отдельных случаях непрерывный трудовой стаж определенной продолжительности может быть основанием для предоставления работникам отдельных доплат или премиальных выплат в соответствии с локальными нормативными актами работодателя.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
методическая разработка на тему
Методические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при написании курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения.
В методических указаниях излагается цель и задачи написания курсовой работы, рассматривается порядок её выполнения, требования к оформлению курсовой работы, предлагаются рекомендации по выбору темы курсовой работы студента, критерии оценки курсовой работы, алгоритм создания презентации к защите курсовой работы, порядок защиты курсовой работы.
Кроме того, в методических указаниях приводятся основные требования к содержанию и оформлению структурных элементов курсовой работы.
Написание и защита курсовых работ является обязательным этапом обучения студентов в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания».
Данная методическая рекомендация разработана в соответствии с Положением об организации курсового проектирования в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания», утвержденного приказом КГБ ПОУ ХКОТСО № 01-05/3 ОТ 13.10.2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы | 147.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
Методические рекомендации по выполнению
МДК 01.01. Право социального обеспечения
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ЦК юридических дисциплин Заместителем директора
Председатель ______ А. А. Зайцева по учебной работе
« _____» _____________ 2016 г. _______ Л. И. Вардугина
Разработчик: Деркач Марина Викторовна,
преподаватель юридических дисциплин ХКОТСО
Рецензент: Соловьева Татьяна Юрьевна,
Дальневосточной регионально дирекции
ЗАО НПФ «Промагрофонд»
1 Общие положения
2 Организация разработки тематики курсовой работы
3 Структура курсовой работы
4 Требования к оформлению курсовой работы
4.1 Требования к оформлению курсовой работы
4.2 Требования к оформлению титульного листа курсовой работы
4.3 Требования к оформлению содержания курсовой работы
4.4 Требования к оформлению введения курсовой работы
4.5 Требования к оформлению основной части курсовой работы
4.6 Требования к оформлению заключения курсовой работы
4.7 Требования к оформлению списка использованных источников
4.8 Требования к оформлению приложения
4.9 Требования к оформлению ссылок
5 Организация выполнения курсовой работы
6 Рекомендации по созданию презентации к защите курсовой работы
6.1 Общие рекомендации по созданию презентации
6.2 Структура презентации
6.3 Порядок создания слайдов
6.4 Основные элементы презентации
6.5 Дизайн презентации
6.6 Рекомендуемые сетевые ресурсы
7 Критерии оценки курсовой работы
Методические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при написании курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения.
В методических указаниях излагается цель и задачи написания курсовой работы, рассматривается порядок её выполнения, требования к оформлению курсовой работы, предлагаются рекомендации по выбору темы курсовой работы студента, критерии оценки курсовой работы, алгоритм создания презентации к защите курсовой работы, порядок защиты курсовой работы.
Кроме того, в методических указаниях приводятся основные требования к содержанию и оформлению структурных элементов курсовой работы.
Написание и защита курсовых работ является обязательным этапом обучения студентов в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания».
Данная методическая рекомендация разработана в соответствии с Положением об организации курсового проектирования в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания», утвержденного приказом КГБ ПОУ ХКОТСО № 01-05/3 ОТ 13.10.2014 г.
1 Общие положения
Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения МДК 01.01 Право социального обеспечения, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и является обязательным для каждого студента.
Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы по данной специальности.
Выполнение студентом курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения проводится с целью:
1) систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
2) углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
3) формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;
4) формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
5) развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
6) подготовки к итоговой государственной аттестации.
В процессе написания курсовой работы студент должен приобрести и закрепить навыки:
1) работы со специальной литературой специального и прикладного
2) систематизации, обобщения и анализа фактического материала по изучаемой проблеме;
3) обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.
Курсовая работа по МДК 01.01 Право социального обеспечения является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента.
Методические указания призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.
Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы.
Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.
2 Организация разработки тематики курсовых работ
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем, рассматривается и согласовывается на заседаниях цикловой комиссии юридических дисциплин и представляется председателем цикловой комиссии на утверждение заместителя директора по учебной работе не позднее, чем в первый месяц от начала обучения по МДК 01.01 Право социального обеспечения, в рамках которых предусмотрена курсовая работа (Приложение А).
Темы курсовых работ доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения, ознакомление с темами оформляется протоколом.
Задание на курсовую работу выдается студентам на специальном бланке на первом занятии по курсовой работе, независимо от текущей оценки по предмету (Приложение Б).
Тема курсовой работы может быть связана с программой учебной, производственной практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной форме, с их непосредственной работой.
Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
Темы курсовых работ студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.
При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.
Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию междисциплинарного курса или темы междисциплинарного курса, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), оформляется бланк задания (Приложение Б) и составляется календарный план (Приложение В), в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы.
Календарный план облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.
3 Структура курсовой работы
Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы. По содержанию курсовая работа может носить теоретический или практический характер.
По структуре курсовая работа теоретического характера состоит из:
1) введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
2) теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
4) списка использованных источников.
По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
1) введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
2) основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
— в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
— вторым разделом является практическая часть, которая представлена материалами судебной, правоприменительной практики;
3) заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работ;
4) списка используемых источников;
Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению текстовых документов, принятыми в Колледже.
4 Требования к оформлению курсовой работы
4.1 Требования к оформлению курсовой работы
Формат листа бумаги
Times New Roman
1,25 см (5 знаков)
Левое – 30, верхнее и нижнее – 20,
В верхней части листа, справа.
На титульном листе номер страницы не проставляется
Оформление структурных частей работы
(содержание, введение, разделы, заключение, список использованных источников, приложения)
Каждая структурная часть начинается с новой страницы.
Наименования приводятся с абзаца всеми заглавными буквами.
Точка в конце наименования не ставится.
Структура основной части
Состав списка использованных источников
Не менее 15 страниц, но не более 25
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
По всему текстовому документу курсовой работы проставляется кодировки (размер шрифта кодировки 12 пунктов):
4.2 Требования к оформлению титульного листа курсовой работы
Титульный лист является первым листом документа.
Титульный лист не нумеруется, но входит в сквозную нумерацию документа.
Титульный лист (Приложение Г) должен содержать:
- наименование учредителя;
- наименование учебного заведения,
- код и полное наименование специальности;
- тему курсовой работы;
- фамилию, инициалы студента, номер его учебной группы;
- фамилию, инициалы руководителя работы, его подпись;
- наименование города, в котором находится учебное заведение и год написания.
4.3 Требования к оформлению содержания курсовой работы
Содержание – перечень структурных элементов документа, имеющих наименование, с указанием номеров листов, на которых начинаются эти элементы.
Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется центровано первой строки листа.
В содержании последовательно излагаются наименования разделов и подразделов курсовой работы.
При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
В содержании указывают страницы, с которой начинается каждый раздел или подраздел.
Страницы в работе должны быть пронумерованы.
Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается.
Введение, отдельные разделы, заключение, список использованных источников и каждое приложение должны всегда начинаться с новой страницы.
Пример оформления содержания приводится в Приложении Д.
Текст работы должен соответствовать содержанию.
4.4 Требования к оформлению введения курсовой работы
Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы.
Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.
Объем введения должен быть равен 2 – 3 страницы.
Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:
- Определение темы работы.
Необходимо привести несколько (2–3) фраз из литературы, характеризующих основные понятия темы.
- Актуальность работы.
Следует обозначить существующее положение, почему именно эта проблема актуальна.
3. Объект курсовой работы.
Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
У разных наук может быть один объект, но разные предметы.
4. Предмет курсовой работы.
Предмет более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.
Для нашего примера это выглядит примерно так: «Объектом курсового исследования являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения.
Предмет курсового исследования – нормы права, регулирующие привлечение к юридической ответственности в Праве социального обеспечения».
Цель показывает направление раскрытия темы работы.
Выглядеть это может следующим образом: «Целью курсовой работы является комплексное исследование (описание, определение, установление, исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение….
- Задачи курсовой работы.
Задачи – это способы достижения цели.
В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования.
Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы.
Каждая из задач формулируется в соответствии с РАЗДЕЛАМИ курсовой работы.
Формулируются задачи следующим образом: « Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие юридической ответственности в праве социального обеспечения;
- проанализировать виды юридической ответственности в праве социального обеспечения;
- рассмотреть практику применения и актуальные вопросы юридической ответственности в праве социального обеспечения.
- выявить правовые проблемы по теме исследования».
7. Теоретическая основа курсовой работы.
Здесь перечисляются труды ученых, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественными ученными вопросов применения санкций в сфере социального обеспечения. Среди российских ученых можно назвать Захарова М. Л., Тучкову Э. Г., Лушникову М. В., Лушникова А. М., Васильеву Ю. В., Гусеву Т. С. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов, в праве социального обеспечения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании материалов судебной и правоприменительной практики».
Или простой вариант:
«Курсовая работа написана с использованием научной и учебной литературы по теме исследования, а также нормативных правовых актов, материалов судебной и правоприменительной практики».
8. Структура работы.
В данном элементе указывается, из скольких разделов состоит работа, дается их краткая характеристика.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования. Первый раздел посвящен исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития Права социального обеспечения. Во втором разделе раскрыты понятие и виды юридической ответственности в Праве социального обеспечения. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.
4.5 Требования к оформлению основной части курсовой работы
Текст основной части курсовой работы при необходимости разделяют на разделы, подразделы, пункты и т. п.
Разделы должны иметь порядковые номера (одно число) в пределах всей части, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа.
Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела.
Номер подраздела состоит из двух чисел: номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, и записывается с абзацевого отспупа.
В конце номера подраздела точка не ставится.
Заголовки следует писать с заглавной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок, не поместившийся на одной строке, следует продолжать с абзацевого отступа на следующей строке, под его началом.
Между заголовками раздела и подраздела должна быть пропущена одна строка.
Между заголовком и текстом должна быть пропущена одна строка.
Заголовки не пишут в конце страницы, если для текста нет места.
В тексте могут быть приведены перечисления. После двоеточия перед каждой позицией перечисления следует ставить строчную букву алфавита, или арабскую цифру, после которых ставится скобка.
Каждая позиция перечисления начинается строчной буквой с абзацевого отступа.
Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы.
Представленный материал должен быть логически связан с целью работы. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами.
Эта часть включает в себя содержание нескольких (не менее двух и не более трех) разделов.
В первом разделе необходимо:
- определить сущность исследуемого вопроса, т. е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;
- определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;
- дать характеристику степени разработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т. п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы.
В данном разделе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в соответствующей области знаний; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.
При разработке данной и последующих разделов курсовой работы следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях по дисциплине, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и не подлежат описанию.
Второй раздел должен содержать подробное изучение, анализ объекта, темы работы. В ней желательно использовать примеры и факты из практики, иллюстрирующие применение теоретических знаний в жизни. Автором обязательно должна быть изложена своя точка зрения, собственные предложения.
При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации (или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние проблемы.
При анализе современного состояния проблемы в организации необходимо выполнить:
1. Предварительное изучение объекта исследования, т. е. необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы.
2. Анализ практических материалов, материалов судебной практики или жалоб граждан на нарушение их прав, оказывающих влияние на реализацию поставленных целей (показатели могут быть как количественными, так и качественными) и охарактеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет).
3. Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении.
4. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, и пути решения проблем.
4.6 Требования к оформлению заключения курсовой работы
Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор работы; в нем даются сведения о практической значимости работы, возможности внедрения ее результатов и дальнейших перспективах исследования темы.
Важнейшее требование к заключению – в нем должны содержаться четко сформулированные проблемы и предложены пути их решения.
Объем заключения должен составлять 2 – 3 страницы.
- Требования к оформлению списка использованных источников
Список использованных источников должен включать полный перечень источников, в т. ч. интернет-источников (ресурсов удаленного доступа), использованных при написании курсовой работы (на которые сделаны в тексте ссылки), и содержать не менее 15 источников .
Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать на языке оригинала.
Список источников студент начинает составлять еще при выборе темы, обсуждает его с научным руководителем при получении Задания на курсовую работу и дополняет в процессе написания курсовой работы.
Если книга переиздавалась неоднократно, то следует ссылаться на последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда содержание использованных отрывков в разных изданиях существенно отличается.
Приведение в Списке использованных источников изданий нормативных правовых актов в недействующей редакции недопустимо, за исключением случаев, когда при проведении исторического исследования развития норм законодательства в тексте делаются ссылки на ранее действовавшие редакции актов законодательства.
Список источников начинается с новой страницы. В центре первой строки пишут заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ».
В сформированном списке каждый источник имеет свой порядковый номер. Список источников формируется в определенной последовательности и в алфавитном порядке:
— нормативно – правовые акты РФ;
— международно – правовые акты;
Нормативно – правовые акты располагаются в списке в соответствии с их юридической силой:
— Нормативные правовые акты (по юридической силе):
1) Конституция РФ;
3) международные акты;
6) Указы Президента РФ;
7) Постановления Правительства РФ;
8) Акты министерств и ведомств.
Книги, учебники следует перечислять в алфавитном порядке авторов и заглавий (независимо от количества и наличия авторов).
Для написания курсовой работы предпочтительно использовать издания последних 5 лет, а нормативно – правовые акты должны быть с изменениями и дополнениями на соответствующий период написания курсовой работы.
4.8 Требования к оформлению приложения
Иногда различные таблицы, графики, схемы и т. п. даются в виде приложений .
Приложения помещаются после списка использованных источников.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы.
Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с указанием буквы пишут в центре первой строки страницы.
Каждое приложение должно иметь заголовок.
Если приложений несколько, то приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, номер: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б» и т. д. (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ) (Приложение Е).
Приложения в тексте курсовой работы располагают в порядке ссылок на них в тексте.
Объем приложений включается в обязательное количество страниц курсовой работы.
Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте.
4.9 Требования к оформлению ссылок
На все источники, используемые в работе, должна быть ссылка в тексте в косых скобках.
Ссылки даются не только при прямом или косвенном цитировании, но и при использовании фактических данных, изложении концепций, взглядов других авторов, перечислении их работ, если они использовались, и т. д.
Не допускаются подстрочные ссылки .
Если ссылка заканчивает предложение (в т. ч. цитату), точка ставится не перед ссылкой, а после нее , заканчивая тем самым предложение.
Возможны следующие варианты ссылок .
1. Ссылка на источник в целом , когда называется нормативный правовой акт (даже если воспроизводится часть его текста, статья) либо автор, книга, статья без цитирования.
В таком случае ссылка содержит только порядковый номер источника в Списке использованных источников.
2. Комплексная ссылка, когда называются два или более источников (одного или разных авторов).
В таком случае ссылка должна содержать порядковый номер каждого источника в Списке использованных источников; они разделяются точкой с запятой.
Пример: В своих трудах А. И. Иванов . /16; 19; 35/.
Ссылки на Приложения даются в круглых скобках .
Пример: . (Приложение А).
5 Организация выполнения курсовой работы
Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей МДК 01.01 Право социального обеспечения согласно графику выполнения работы.
Преподаватель МДК 01.01 Право социального обеспечения, по которой выполняется курсовая работа, представляет заведующему отделением утвержденные заместителем директора по учебной работе и распределенные между студентами темы курсовых работ.
Общий порядок выполнения и организации курсовой работы осуществляется на основе контрольных сроков мероприятий. Для каждого студента оформляется индивидуальное задание по установленной форме (Приложение Б).
На время выполнения курсовой работы составляется расписание консультаций, утверждаемое заместителем директора по учебной работе Колледжа.
Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на руководство курсовой работой и являются обязательными аудиторными занятиями.
Во время занятий преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, дает ответы на вопросы студентов.
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
1) консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;
2) оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
3) контроль за ходом выполнения курсовой работы;
4) подготовка письменного отзыва на курсовую работу.
По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом и передает студенту для ознакомления.
Письменный отзыв должен включать (Приложение Е):
1) заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;
2) оценку качества выполнения курсовой работы;
3) оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;
4) оценку курсовой работы.
Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы осуществляет руководитель курсовой работы вне расписания учебных занятий с оплатой 1 часа за каждую работу.
Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение МДК 01.01 Право социального обеспечения.
На защите курсовой работы могут присутствовать преподаватели предметно-цикловых комиссий, методических комиссий, классный руководитель группы, заведующий отделением, методист.
Защита курсовых работ осуществляется студентами дневной формы обучения – перед экзаменационной сессией в период зачетной недели;
На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания руководителя.
Выступление с докладом, при защите курсовой работы, должно быть 7 – 10 минут с презентацией.
Защита курсовых работ, выполненных по групповому заданию, производится в один или несколько дней.
Окончательная оценка курсовой работы выставляется по итогам защиты и качеству выполненной работы.
Пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при защите курсовой работы, допускается один раз.
В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки студента при повторной защите курсовой работы обучающийся считается имеющим и не допущенный к экзамену по междисциплинарному курсу.
Выполненные студентами курсовые работы хранятся 5 лет в архиве Колледжа. Сдача в архив выполненных работ производится преподавателем по акту. Копия акта передается на отделение для оплаты преподавателю за их проверку. По истечении указанного срока все курсовые работы списываются по акту.
Лучшие курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах.
6 Рекомендации по созданию презентации к защите курсовой работы
6.1 Общие рекомендации по созданию презентации
Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.
Цели презентации (рис.1.1):
- демонстрация ваших возможностей и способностей организации доклада в соответствии с современными требованиями и с использованием современных информационных технологий;
- демонстрация в наглядной форме основных положений вашего доклада.
Рис. 1.1 Цели презентации
Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:
- Подготовка и согласование с научным руководителем текста доклада.
- Разработка структуры презентации
- Создание презентации в Power Point
- Репетиция доклада с использованием презентации
6.2 Структура презентации
Структура презентации должна соответствовать структуре доклада:
- Титульный слайд (1 слайд)
- Актуальность темы курсовой работы (1-2 слайда)
- Цель и задачи курсовой работы (1-2 слайда)
- Методы решения задач (1-8 слайда)
- Результаты решения задач (1-8 слайда)
- Личный вклад студента в решение задач (1 слайд)
- Финальный слайд (1 слайд)
Рекомендуемое общее количество слайдов – 10 – 20
6.3 Порядок создания слайдов
Существует несколько возможностей создания презентации:
1. Новая презентации.
3. С помощью мастера.
Наиболее простым и удобным способом считается создание презентации с помощью шаблона оформления:
- Если в области задач не отображается значок Создать презентацию , выберите в меню Файл команду Создать .
- В списке Создать выберите пункт Из шаблона оформления .
- В области задач Конструктор слайдов выберите один из предложенных шаблонов оформления и применяйте его ко всем слайдам презентации.
- Если требуется сохранить стандартный макет для первого слайда, перейдите к шагу 5. Если макет первого слайда должен быть другим, в меню Формат выберите команду Разметка слайда , а затем выберите нужный макет.
- На слайде или в области Структура введите текст для первого слайда.
Последовательно создаются один за другим слайды. Для вставки нового слайда на панели инструментов нажмите кнопку Создать слайд или воспользуйтесь меню Вставка – Создать слайд . Макет нового слайда выбирается в соответствии с его содержанием.
Шаблон оформления включает цветовую схему, заданную по умолчанию, а также дополнительные цветовые схемы на выбор, подобранные специально для данного шаблона.
Цветовая схема состоит из восьми цветов, использующихся при оформлении слайда для цветового выделения фона, текста или отдельных строк, теней, текста заголовка, заливок, акцентов и гиперссылок.
Цветовую схему можно изменить. Например, если часто используется один и тот же шаблон оформления и требуется несколько изменить оформление, измените цвет акцента или фона. Можно также поменять цвета презентации на цвета, подходящие для описываемого события. Можно изменить цвет любого элемента данного слайда или всех элементов. Цветовая схема выбирается в области Дизайн слайда .
При добавлении в презентацию цветов, не входящих в цветовую схему, например при изменении цвета шрифта в каком-то отдельном фрагменте или при выделении отдельного объекта особым цветом, новый цвет добавляется в меню цветов и появляется под восемью основными цветами цветовой схемы.
Возможность видеть одновременно все используемые цвета помогает сохранять согласованные цвета во всей презентации.
6.4 Основные элементы презентации
При создании презентации наверняка будут использоваться слайды со списками. Для изменения каких-либо параметров списка (типа, размера, цвета маркеров) обратитесь к меню Формат-Список .
Для добавления рисунка в слайды воспользуйтесь командой Вставка – Рисунок и выберите либо простейший рисунок из коллекции картинок либо из файла. Тогда выберите диск и папку, в которой хранится файл, выберите нужный рисунок и нажмите на кнопку Вставить.
Одновременно с рисунком откроется панель инструментов Настройка изображения.
С помощью кнопок этой панели можно изменить расположение, размер, контрастность, яркость и другие параметры объекта.
Существует несколько способов создания таблицы в презентации.
Можно создать таблицу в MS PowerPoint или добавить ее из другой программы в виде cвязанного или внедренного объекта.
В MS PowerPoint можно создать как простую таблицу с несложным форматированием, так и более сложную с использованием большого количества параметров.
Можно включать в таблицу цвета заливки и границ из цветовой схемы презентации.
Если нужно создать таблицу больших размеров или с более широкими возможностями форматирования, чем те, которые доступны в MS PowerPoint, можно создать ее в MS Word и затем внедрить. Можно также внедрить таблицу из MS Excel или из Microsoft Access (см. ниже).
При создании таблицы средствами PowerPoint необходимо выбрать макет слайда с таблицей или воспользоваться меню Вставка – Таблица и задать нужное количество строк и столбцов в окне Вставка таблицы.
Все необходимые действия (добавление и удаление строк и столбцов, изменение их размеров, изменение типа границ и фона ячеек) осуществляются при помощи кнопок панели инструментов Таблицы и границы.
Диаграмму можно создать в MS PowerPoint или с помощью импорта из таблицы или готовой диаграммы.
Для создания диаграммы средствами MS PowerPoint выберите один из макетов слайдов с диаграммой или меню Вставка – Диаграмма в новом слайде, содержащем пустую рамку объекта.
При создании диаграммы в PowerPoint открывается Microsoft Graph, и на экране отображается диаграмма с соответствующими ей данными, организованными в виде таблицы, а в строке меню появится пункт Диаграмма. Это даст возможность изменить тип и параметры диаграммы, добавить названия диаграммы и осей.
Исходные данные вводятся непосредственно в Таблицу данных вместо тех, которые там находились изначально, в ней же нужно изменить названия строк и столбцов.
Импортирование данных из MS Excel
- В меню Вставка выберите команду Диаграмма .
- Переключитесь на таблицу. Если таблица скрыта, вызовите ее, нажав кнопку Режим таблицы .
- Если импортируемые данные требуется занести, начиная не с левой верхней ячейки, выберите нужную ячейку.
- Выберите в меню Правка команду Импорт .
- В поле Папка укажите диск и папку, с нужным файлом, а в поле Тип файлов выберите тип *.xls .
- Дважды щелкните значок файла, который требуется импортировать.
- В окне Параметры импорта данных выберите нужную таблицу. Импортировать можно только один лист.
- Выполните одно из следующих действий:
- Чтобы импортировать все содержимое листа, установите в группе Импорт переключатель в положение Всю таблицу .
- Чтобы импортировать часть содержимого, установите переключатель Диапазон и укажите требуемый диапазон данных. Например, чтобы импортировать ячейки от A1 до B5, введите в поле Диапазон диапазон A1:B5. Если диапазон является именованным, вместо ссылки можно ввести имя диапазона.
Если в пункте 3 выделена ячейка, снимите флажок Перезапись данных в ячейках.
Для иллюстрации и оживления формы изложения в презентациях используются диаграммы, не основанные на числовых значениях.
В них входят циклическая, радиальная, пирамидальная, целевая диаграммы, диаграмма Венна .
При добавлении или изменении диаграммы вокруг нее отображается поле для рисования, ограниченное непечатаемыми рамкой и маркерами размера.
С помощью команд изменения размеров можно изменить размеры диаграммы, увеличив область рисования для получения большей рабочей области или удалить лишние поля, приблизив границы рамки к самой диаграмме.
Можно отформатировать диаграмму целиком с помощью стандартных стилей или отформатировать отдельные ее части подобно форматированию графических объектов — добавлением цвета и текста, изменением толщины и типа линий, а также добавлением заливок, рисунков заливок и фона.
Для добавления элементов и сегментов, а также перемещения их на передний или задний план используется панель инструментов Диаграмма , отображающаяся вместе с диаграммой.
Чтобы во время презентации по мере изложения материала обращать внимание зрителей на определенные участки диаграммы, можно включить анимацию диаграммы (Показ слайдов – Настройка анимации – Добавить эффект).
Для иллюстрации иерархических отношений, таких как структура органов государства или руководителей отделов и их подчиненных в организации, можно создать организационную диаграмму .
Можно отформатировать организационную диаграмму целиком с помощью стандартных стилей (кнопка Автоформат панели инструментов Организационная диаграмма ) или отформатировать отдельные ее части подобно форматированию фигур — добавлением цвета и текста, изменением толщины и типа линий, а также добавлением заливок, рисунков заливок и фона.
Можно либо добавить фигуры — например фигуру управляющего (руководителя), сотрудника (подчиненного), помощника или сотрудника, либо изменить структуру ветвей подчинения с помощью панели инструментов Организационная диаграмма, появляющейся при добавлении или выделении диаграммы.
Добавление текста к линиям или соединительным линиям организационной диаграммы невозможно.
Блок-схемы (или направленные диаграммы)
Если на один из слайдов необходимо поместить блок-схему, следует обратиться к панели инструментов Рисование – Автофигуры – Блок-схема и выбрать (щелкнуть) нужную фигуру и разместить ее на слайде.
Чтобы соединить фигуры, нужно добавить между ними соединительные линии ( Рисование — Соединительные линии )
Наведите указатель мыши на место закрепления соединительной линии. При перемещении указателя мыши по фигуре места соединения отображаются в виде синих кружков.
Щелкните первое нужное место соединения, наведите указатель мыши на другую фигуру, а затем щелкните второе место соединения. Заблокированные соединительные линии будут соединять фигуры даже при перемещении фигур.
Щелкните первое нужное место соединения, наведите указатель мыши на другую фигуру, а затем щелкните второе место соединения.
Заблокированные соединительные линии будут соединять фигуры даже при перемещении фигур.
Чтобы добавите текст в фигуры щелкните нужную фигуру правой кнопкой мыши, выберите команду Добавить текст и введите текст.
Добавление текста к линиям или соединительным линиям невозможно; для размещения текста рядом с этими объектами используйте надписи (панель инструментов Рисование – Надпись ).
Надпись – контейнер для текста или графики, местоположение и размеры которого можно изменять. Надписи используются для помещения на страницу нескольких блоков текста или для придания тексту ориентации, отличной от ориентации основного текста документа.
Для того, чтобы вставить формулу в презентацию, используйте знаки и команды, доступные в Microsoft Equation Editor.
- Щелкните слайд, на который требуется поместить формулу.
- В меню Вставка выберите пункт Объект .
- В списке Тип объекта выберите пункт Microsoft Equation 3.0 .
- Для ввода нужной формулы используйте соответствующие кнопки и меню.
- Чтобы вернуться в Microsoft PowerPoint, в меню Файл Microsoft Equation Editor выберите команду Выход и возврат в презентацию .
- Для изменения формулы дважды щелкните по ней.
6.5 Дизайн презентации
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них.
Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
- Соблюдайте единый стиль оформления
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
- Для фона предпочтительны холодные тона
- Будьте осторожны, используя в качестве фона рисунок, так как он может отвлекать от презентации
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Расположение информации на странице
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
- Для заголовков – не менее 24.
- Для информации не менее 18.
- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
- рамки; границы, заливку;
- штриховку, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
- Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
6.6 Рекомендуемые сетевые ресурсы
Для получения ссылки на видео через YouTube. com — войдите в свой аккаунт YouTube или Google, добавьте новое видео. Ссылка на добавленное видео будет указана в строке «Адрес опубликованного видео» или «Видео доступно по адресу».
Для получения ссылки на видео через VK. com — войдите в свой аккаунт VK. com, добавьте новое видео. Далее при просмотре видео нажмите на кнопку «поделиться» (кнопка выглядит как «<>«), ссылка будет в пункте «прямая ссылка».
Для получения ссылки на аудиофайл через Pleer. com — на главной странице есть раздел «Загрузить файл!». После окончания загрузки в этом разделе отобразится ссылка на ваш загруженный файл.
Текст, презентация, изображение
Для получения ссылки на текст, презентацию или изображение через Disk. Yandex. ru — войдите в свой Яндекс. Диск, и загрузите необходимый файл. Затем выберете этот файл из списка и в меню справа нажмите «Поделиться ссылкой».
Для получения ссылки на текст, презентацию или изображение на Drive. Google. com войдите в свой аккаунт, после загрузки файла, щелкните правой клавишей мышки по названию файла и перейдите в меню «совместный доступ». Там включите «доступ по ссылке».
Если необходимо получить ссылку на несколько файлов на Disk. Yandex. ru или Drive. Google. com — можно таким же образом создать папку, загрузить все файлы в неё и включить доступ по ссылке ко всей папке.