Право социального обеспечения краткий курс

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

  • Фонд социального страхования РФ,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
  1. Муниципальное социальное обеспечение

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общие правила выплаты пенсий:

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Пособия и компенсационные выплаты:

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения:

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Раздел III.

Специальная часть:

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102

Раздел I.

Общая часть:

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

  • Фонд социального страхования РФ,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
  1. Муниципальное социальное обеспечение

Тема 1. Право социального обеспечения как отрасль российского права.

1.1.Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения.

Разработка понятия социальное обеспечение ведется с начала ХХ века, однако до сих пор в науке нет единого взгляда в отношении его основных признаков и содержания.

С точки зрения социологии – это социальный институт, посредством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества.

С экономической точки зрения – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

С точки зрения юридической науки социальное обеспечение рассматривается как две большие группы:

1 группа – социальное обеспечение в узком смысле подразумевает только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан и осуществляется управомочными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

2 группа — социальное обеспечение в широком смысле подразумевает урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между гражданами, с одной стороны, и органами государства, органами местного самоуправления, организациями – с другой стороны, по вопросу предоставления гражданам всех видов материального обеспечения из специально созданных денежных фондов в случае наступления по независящим от воли субъектов обеспечения обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение их доходов, малообеспеченность с целью смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков.

Вышесказанное позволяет выделить основные признаки социального обеспечения:

1 – социальное обеспечение представляет собой целый ряд общественных отношений, которые регулируются нормами права;

2 – субъектами этих отношений выступают граждане и органы государства, органы местного самоуправления и организации (работодатели);

3 – источниками финансирования социального обеспечения являются бюджетные средства и средства внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС). С 01.01.2010г. указанные фонды формируются за счет уплаты обязательных страховых взносов. Тарифы страховых взносов в 2012г.: ПФР – 22%, ФСС – 2.9, ФФОМС – 5,1%, ТФОМС – 0,0%. Взносы платятся с суммы заработка, не превышающего 512 000руб. в год, за исключением ПФР, куда взносы платятся в размере 10% с суммы, превышающей 512 000руб.

4 – объектами в социальном обеспечении выступают блага, предоставляемые гражданам в виде пенсий, пособий, компенсационных выплат, медицинской помощи, социальной помощи, социального обслуживания и др. при наступлении социальных рисков: достижение определенного возраста, инвалидность, признание гражданина безработным, рождение ребенка и др. Наступление рисков влечет за собой наступление неблагоприятных последствий, таких, как, например, утрата доходов.

5 – цель социального обеспечения – предупреждение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий, а также поддержание определенного минимального жизненного уровня граждан и членов их семей.

Категория « социальное обеспечение» тесно связана с понятиями «социальная защита» и «социальная политика».

Социальная политика — целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, задача которого состоит в улучшении условий быта и труда населения страны. Основными целями социальной политики в РФ являются: снижение темпов роста естественной убыли населения, повышение доступности качественного образования, пропаганда здорового образа жизни, обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, улучшение экологических условий жизни человека.

Содержание социальной политики правового государства закрепляется в законах.

Социальная защита – это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста и других обстоятельств.

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Право социального обеспечения (ПСО) можно рассматривать как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину.

Как отрасль права ПСО рассматривается как совокупность норм, которые регламентируют общественные отношения при реализации прав граждан на социальное обеспечение.

Как наука ПСО – это совокупность идей, теорий, представлений ученых о социальном обеспечении.

Как учебная дисциплина ПСО – это совокупность знаний, умений, квалификаций, которыми должны овладеть студенты в процессе обучения.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий