Плюсы и минусы налоговых льгот

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Как известно, из каждого правила есть свои исключения. В налоговом законодательстве такими исключениями выступают налоговые льготы. Что же такое «налоговая льгота»?

В соответствии со статьёй 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Данная работа основывается на рассмотрении льгот на примере транспортного налога в Тюменской области. Льготы по транспортному налогу имеют очень большое значение: это элемент налогообложения, благодаря которому налогоплательщики получают право уменьшить свое налоговое бремя по данному налогу на законном основании. Полное отсутствие льготирования либо недостаточное его осуществление при действующих высоких ставках налога создают предпосылки для уклонения от уплаты указанного налога.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Кроме того, необходимо отметить, что любая льгота имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести последствия, которые она несёт для налогоплательщиков:

  1. более полное удовлетворение их интересов;
  2. возможность повысить их благосостояние;
  3. социальная защита слоёв населения, которые нуждаются в предоставлении льготы по транспортному налогу (например, пенсионеры и инвалиды).

Что касается минусов, то здесь следует отметить последствия, которые льгота несёт для соответствующего бюджета: это уменьшение доходов от сбора указанного налога.

При этом основная цель налоговых льгот всё же заключается в согласовании интересов налогоплательщика и региона. Данный момент ещё раз подчёркивает важность льготирования.

Далее следует наглядно рассмотреть положительные и отрицательные последствия предоставления льгот по транспортному налогу в Тюменской области.

Пример: Некий гражданин — пенсионер имеет в собственности легковой автомобиль с мощностью двигателя 148 л. с., грузовой автомобиль с мощностью двигателя 90 л. с., трактор (гусеничный ход) с мощностью двигателя 81 л. с., мотоцикл с мощностью двигателя 18 л. с. и моторную лодку с мощностью мотора 8 л. с.

Т. к. Законом Тюменской области от 19 ноября 2002г. №93 «О транспортном налоге» освобождаются от уплаты налога физические лица — владельцы: легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно; мотоциклов отечественного производства и производства СНГ; моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л. с. — то вышеуказанный гражданин не будет уплачивать налог по данным основаниям. Кроме того, для пенсионеров, владеющих грузовыми автомобилями и самоходными транспортными средствами, машинами и механизмами на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно, установлена ставка налога в размере 1/5 ставок, предусмотренных Законом. Льготная ставка может быть использована каждым налогоплательщиком только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в данном случае равна 2475 руб. (1/5*25*90 = 450 руб. — за грузовой автомобиль; 81*25 = 2025 руб. — за трактор).

Плюсы от предоставления льготы в данном случае очевидны для налогоплательщика.

Теперь рассчитаем сумму транспортного налога, которая могла быть уплачена, приняв во внимание тот факт, если бы такая льгота не предоставлялась. В данном случае сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, была бы равна 8947 руб.:

  1. 148*30 = 4440 руб. — за легковой автомобиль;
  2. 90*25 = 2250 руб. — за грузовой автомобиль;
  3. 81*25 = 2025 руб. — за трактор;
  4. 18*4 = 72 руб. — за мотоцикл;
  5. 8*20 = 160 руб. — за моторную лодку.

Если же рассмотреть ситуацию в масштабе региона, то сумма недополученных средств от транспортного налога в бюджет увеличивается. Но, однако, стоит помнить о том, что была увеличена ставка акциза на бензин, так что вопрос о недополучении средств в бюджет становится относительным.

Исходя из приведённых выше расчётов, можно сделать вывод, что всё же важно учитывать интересы налогоплательщика и региона. Так как тем самым достигается равновесие между налоговым бременем, которое падает на налогоплательщика и необходимыми поступлениями в бюджет.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 29.11.2010 № 313-ФЗ). — М.: Эксмо, 2011. — 400 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 15 марта 2010 г. — М.: Эксмо, 2011. — 800 с.
  3. Закон Тюменской области «О транспортном налоге» от 19 нояб. 2002г. №93 [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена АО «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www. consultant. ru.

Проблемы налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Определение 1

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Подготовься к ЕГЭ и ОГЭ

Разбор ошибок в домашних заданиях с преподавателями, которые прошли через экзамен и знают все тонкости формата

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Определение 2

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

«Проблемы налоговых льгот» Готовые курсовые работы и рефераты Консультации эксперта по предмету Помощь в написании учебной работы
  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.
Замечание 1

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

Замечание 2

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий