Налоговые льготы для инновационной деятельности

18. Инновационная деятельность: налоговые льготы и преференции

С целью повышения конкурентоспособности национальных предприятий и экономики в целом, России сейчас требуется сократить свое отставание от других ведущих стран в области разработки и применения инновационных технологий. В связи с этим разрабатываются и применяются различные меры, направленные на стимулирование развития инновационной деятельности[1]. В виду того, что процесс создания благоприятных условий для инновационной среды является весьма сложным и ресурсоемким, роль «создателя» здесь по праву отводится государству. Поэтому основным способом стимулирования инновационной деятельности является создание благоприятных налоговых условий. Происходит это через механизм предоставления организациям инновационной деятельности различных дополнительных налоговых льгот[2] и преференций[3]. На данный момент этот список относительно невелик. Тем не менее, уже сейчас можно выделить следующие существующие налоговые льготы и преференции для организаций, осуществляющих, инновационную деятельность:

  • освобождение от НДС реализации НИОКР;
  • освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора;
  • освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;
  • признание части отчислений расходами на НИОКР;
  • применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;
  • применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита.
  • пониженная ставка налога на прибыль;
  • признание расходов на НИОКР;
  • освобождение от земельного налога;
  • пониженная ставка и налоговые каникулы по транспортному налогу;
  • пониженная ставка страховых взносов;
  • режим свободной таможенной зоны;
  • гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.
  • относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, если в состав НИОКР включаются следующие виды деятельности:
  • осуществляемых учреждениями образования и научными организациям на основе хозяйственных договоров;
  • осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в Налоговом кодексе РФ специальных фондов.
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ);
  • базы данных;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
  • выполнение работ по инсталляции программного обеспечения и оказания услуг по его сопровождению[9];
  • выполнение работ по разработке программ для ЭВМ на основе договоров подряда[10];
  • выполнение работ по модификации программного обеспечения, выполняемых по договорам подряда[11];
  • реализация материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности[12];
  • реализация программ для ЭВМ, поставляемые по «упаковочной лицензии»[13][14];
  • Российский фонд фундаментальных исследований;
  • Российский фонд технологического развития;
  • Федеральный фонд производственных инноваций;
  • других фондов, зарегистрированных в порядке, предусмотренном законодательством[16].
  • проводящим научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства – в этом случае ИНК предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей[27];
  • осуществляющим внедренческую или инновационную деятельности, в том числе создающим новые или совершенствующим применяемые технологии, создающим новые виды сырья или материалов – сумма ИНК, определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией[28].
  • основные средства были созданы (приобретены) в целях ведения деятельности в ОЭЗ[32];
  • основные средства находятся территории ОЭЗ и должны использоваться на этой территории в рамках соглашений о создании ОЭЗ[33].
  • без уплаты таможенных пошлин;
  • без уплаты НДС;
  • без применения к ним запретов и ограничений экономического характера.

24.03.2015 150.82 Кб 15 !18-20; 23-35.docx

Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ

Третьякова, Ю. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ / Ю. Н. Третьякова, И. И. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 499-502. — URL: https://moluch. ru/archive/87/16649/ (дата обращения: 10.02.2023).

В статье рассмотрены налоговые льготы как основной инструмент стимулирования инновационной деятельности в РФ. Перечислены льготы, получившие широкое распространение в зарубежных странах и РФ. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью усиления инновационного развития российской экономики.

Ключевые слова: инновации, налог, льготы, стимулирование.

В последние годы все в большей степени динамику экономического роста РФ, определяют научные достижения и уровень технического развития страны в целом. Наблюдается возрастающая роль науки в экономическом прогрессе: развитие производства приобретает инновационный характер.

На сегодняшний день в РФ имеются значительные технологические и фундаментальные разработки, а также уникальная научно-производственная база. При этом инновационный сектор РФ развивается крайне медленно. Наблюдается слабая ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений, особенно в сфере создания и внедрения нового оборудования и технологий, также существует диспропорции между возможностями и их реальным воплощением на практике. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов, прежде всего налоговое стимулирование.

С экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности. На наш взгляд, простота и привлекательность инструментов налогового стимулирования заключается, прежде всего, в том, что органы государственной власти и местного самоуправления отказываются от части средств, которые должны поступать от научных и инновационных организаций в государственные и местные бюджеты в виде налогов. Эти средства остаются в распоряжении указанных организаций для проведения НИОКР, внедрения инноваций, расширения или модернизации производства и т. д. Тем самым создается эффект их косвенной финансовой поддержки: фискальная функция налогообложения трансформируется в стимулирующую.

Региональные органы имеют наибольший удельный вес в осуществлении налоговых стимулов. Они проявляются при создании технопарков, предоставлении налоговых льгот в различной форме инноваторам. На федеральном уровне основными статьями затрат являются: затраты на финансирование создания государственных корпораций, которым переданы функции инноваторов (Роснано). На муниципальном уровне налоговое стимулирование инновационной деятельности практически не наблюдается ввиду отсутствия необходимого объема бюджетных ресурсов.

Таким образом, именно изменения в налоговой политике — это один из действенных способов стимулирования инноваций в РФ. Для того чтобы предприятия смогли осуществлять инновационную деятельность необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены вследствие снижения налоговой нагрузки, этим и объясняется эффективность налогового стимулирования.

На сегодняшний день спектр мер налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, установленных в РФ, достаточно обширен. Примерами таких мер являются ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит (по налогам на прибыль и имущество), применение пониженных ставок налогов и страховых взносов (для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа), уменьшение налогооблагаемой базы, налоговые льготы по УСН и т. д. Некоторые федеральные налоговые льготы установлены по всей территории РФ, другие действуют на отдельных территориях (Сколково).

Проанализировав перечень мер применяемых для стимулирования инновационной деятельности в РФ, можно констатировать, что эти мероприятия направлены в основном на поддержание благоприятного климата в инновационной деятельности, например, стимулируется использование современного оборудования, проведение НИОКР, повышение квалификации сотрудников, импорт оборудования, не имеющего аналогов в РФ. Безусловно, все это оказывает положительное влияние на развитие инноваций, но, однако, несмотря на отмеченную обширность и сформированность системы налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, встает вопрос об эффективности предусмотренных мер и о возможном дополнении их налоговыми новациями, которые будут способствовать более успешному развитию инновационной деятельности РФ.

В числе проблем, возникающих при налоговом стимулировании, необходимо отметить: недостаточное теоретическое и методологическое осмысление сущности инновационной деятельности предприятий в качестве объекта налогового регулирования, также в теории налогообложения нет устоявшегося понятийного инструментария налогового стимулирования.

На наш взгляд, те льготы, которые на данный момент существуют в РФ, нельзя полностью считать эффективными. Например, отдельные меры вызывают вопросы с точки зрения их уместности. Так, налоговые льготы по УСН оказываются малоэффективными, поскольку субъекты упрощенных режимов — как правило, это малые предприятия, которые реже осуществляют инновации. Ускоренная амортизация, которая считается льготой, с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции. А инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный статьями 66 и 69 НК РФ, по своей сути отличается от налогового кредита на НИОКР в зарубежных странах. В зарубежных странах предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат. Также практика взимания НДС в российских условиях не стимулирует инновационную активность, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. Решение соответствующих проблем необходимо осуществлять в контексте общей работы по оценке эффективности налоговых льгот.

Необходимо отметить, что основные направления налоговой политики РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, предопределяющие ориентиры развития налоговой системы РФ, являются достаточно ограниченными с точки зрения определения того, что необходимо делать в налоговой сфере для активизации инновационной деятельности предприятий. Это объясняется тем, что, как отмечалось выше, система налогового стимулирования инновационной активности предприятий в значительной мере уже сформирована, также в данном документе не учитывается последний зарубежный опыт в данном направлении, который бы способствовал развитию налоговой политики в сфере инноваций. На наш взгляд, использование зарубежного опыта, но с адаптацией к российским условиям, позволит выйти РФ на новые пути развития в данном направлении. Необходимо отметить, что потребуется финансово-экономическое обоснование предлагаемых налоговых новшеств. Принципиально важным является также то, что не должна ставиться задача включения в российское законодательство всех мер, разработанных в данной сфере за рубежом, а происходить избирательно.

С целью поиска новых методов стимулирования инновационной деятельности в РФ, обратимся к зарубежному опыту.

Опыт западных стран свидетельствует о значительных масштабах использования механизмов налогового стимулирования в финансовой политике стран с развитой рыночной экономикой. В некоторых странах компаниям позволено вычитать из налогооблагаемой базы более 100 % средств, израсходованных на научные исследования и разработки. Например, компании Австралии имеют право вычитать из налогооблагаемого дохода 150 % объема своих затрат на НИОКР. Опыт таких стран как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, привел к экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли. Также, следует обратить внимание на такую меру, как снижение на 50 % ставки налога на прибыль, полученную от реализации высокотехнологичных товаров и услуг. Реализация данной меры — хороший пример Беларуси для других стран, включая РФ [4].

Новым интересным явлением в практике налогового стимулирования инновационной деятельности ряда индустриальных стран стало в последние годы снижение ставки налогообложения доходов корпораций, полученных в результате реализации запатентованной продукции. Такую практику уже ввели в разных формах семь государств Европы и Китай. Хотя нормы предоставления этой льготы в разных странах заметно различаются, в специальной литературе их совокупность объединили общим термином «патентное окно». В отличие от большинства широко распространенных льгот на проведение НИОКР, которые нацелены на формирование более благоприятных условий на начальных этапах инновационного процесса, снижая себестоимость проводимых исследований и разработок, «патентное окно» создает налоговые стимулы для успешной коммерциализации полученных результатов инновационной деятельности. Как правило, эти стимулы выражаются в установлении более низкой ставки налогообложения прибыли. Тем самым поощряется успешная инновационная деятельность, от которой во многом зависит экономический рост, конкурентоспособность и создание новых рабочих мест. Некоторые страны установили верхние пределы налоговых льгот, доступных компаниям в рамках «патентного окна». В Ирландии это 5 млн. евро, в Испании — шестикратный размер затрат на обеспечившую доход разработку. В Китае после получения компанией льгот на сумму в 5 млн. юаней, ее прибыль облагается по ставке 50 % от общей ставки налогообложения прибыли [2].

Как считают зарубежные эксперты, оценить эффективность введения «патентного окна» пока достаточно трудно из-за того, что этот механизм налогового стимулирования действует во многих странах относительно недавно. Предварительные исследования свидетельствуют о том, что в краткосрочной перспективе наличие «патентного окна» активизирует патентную активность бизнеса. Вместе с тем рост налоговых поступлений от увеличения выручки не компенсирует полностью утрату налогов из-за снижения налоговой ставки, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако выполненные оценки носили статичный характер и не учитывали динамических эффектов, связанных с возможными изменениями в занятости, экспорте высокотехнологичной продукции и проведении НИОКР.

Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной деятельности нередко высказывается мнение о необходимости введения нового специального налогового режима. Эта мера позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием. В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и земельного налога.

Таким образом, основным результатом введения нового специального налогового режима могло бы стать, в первую очередь, снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы. Кроме того, эта мера, по нашему мнению, позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения инновационных организаций и урегулировать требующие уточнения с учетом специфики их деятельности проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.

Представленный выше анализ мирового опыта свидетельствует о многообразии форм и методов налогового стимулирования инновационной активности предприятий. При этом следует отметить, что принимаемые меры, как правило, являются органичной частью общей системы мер регулирования экономики.

Таким образом, среди наиболее интересных мер налогового стимулирования, получивших заметное развитие за рубежом в последние годы и пока не нашедших своего применения в РФ можно особо выделить следующие основные меры:

— введение налогового режима «патентного окна», который делает акцент на конечных результатах инновационной деятельности предприятий, обеспечивая им более благоприятный налоговый режим в случае получения дохода от создания и широкомасштабного использования интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, товарных знаков, ноу-хау и пр.);

— введение специального налогового режима для инновационных предприятий;

— стимулирование с помощью налоговых льгот участия промышленных предприятий в формировании научно-исследовательских объединений для совместного решения наиболее серьезных проблем;

— введение практики установки налоговых льгот на определенные фиксированные временные периоды (5–10 лет) с последующей оценкой их эффективности;

— целесообразно развернуть на постоянной основе научные исследования по оценке и сравнению эффективности различных налоговых льгот в РФ и за рубежом, а также по определению направлений инновационного развития.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, российское налоговое законодательство, призванное стимулировать инновационную активность, уже является достаточно полным, хотя и не включает всего многообразия существующих на сегодняшний момент налоговых мер. В такой ситуации было бы неправильным внедрять все, что уже есть в других странах, но пока отсутствует в РФ. В данном случае нужен избирательный подход. Применение этого подхода заставляет обратить внимание, прежде всего, на «патентное окно», потому что реально начало практической реализации данной льготы в зарубежной практике означает переосмысление самого подхода к определению приоритетов налогового стимулирования инновационной деятельности. Поэтому реализация «патентного окна» в том или ином виде представляется сегодня наиболее важной рекомендацией, основанной на передовом зарубежном опыте налогового стимулирования инноваций.

Таким образом, текущая ситуация с инновациями нуждается в более активном налоговом стимулировании, нежели существующем на данный момент и установленном российским законодательством.

1. Марков В. В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения — СПб., 2010. — 204 с.

2. Мороз В. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в зарубежных странах. URL: http://www. pandia. ru/ text/77/151/5294.php.

3. Саакян А. М. Налоговое стимулирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность// Финансовый менеджмент. 2014. № 5.С.66–74.

4. Степаненко Д. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2–11.С.36–46.

5. Данные ТПП РФ «Предложения по налоговому стимулированию инновационной деятельности» — http://www. tpprf. ru/ru/activities/investment.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое стимулирование, РФ, инновационная деятельность, льгота, инновационная деятельность предприятий, мера, Китай, специальный налоговый режим, зарубежный опыт, инвестиционный налоговый кредит.

Основные направления налоговой политики в отношении расходов на НИОКР

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Павел Резго Руководитель управления правового сопровождения цифровых продуктов

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время инициировано продление льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышающий коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят Государственной Думой согласно основным направлениям налоговой и бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденных при принятии федерального бюджета, и опубликован в виде Федерального закона 380-ФЗ.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ КОМПАНИИ Посмотрите видеозапись вебинара, и узнайте как управлять непрофильными активами Смотреть онлайн

По состоянию на середину декабря 2019 года инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия — Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область
  • Москва
  • Саратовская область
  • Республика Тыва
  • Республика Ингушетия
  • Краснодарский край
  • Курская область
  • Тюменская область
  • Санкт-Петербург
  • Оренбургская область
  • Тамбовская область
  • Волгоградская область
  • Республика Коми

Как же определить, есть ли у вашей компании возможность воспользоваться каким-либо механизмом государственной поддержки, и в отношении каких объектов это применимо? Если вы занимаетесь НИОКР, вероятнее всего, такая возможность есть. Наш практический опыт показывает, что в большинстве российских компаний существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые можно трансформировать в дорогостоящие нематериальные активы и использовать в качестве инструмента для получения экономических выгод.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий