Межотраслевые связи права социального обеспечения

2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права

(3)Право социального обеспечения следует отграничивать также отгражданского правас учетом следующих положений.

Во-первых, содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

Во-вторых, для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон – достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определенные законодательством.

В-третьих, субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объеме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

В-четвертых, социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

1) в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

2) в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

3) в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) в специфике субъектного состава.

(1)Проблема взаимосвязи и взаимодействиятрудового права и права социального обеспеченияимеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву.

Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

1) социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

2) субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

3) правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определенного возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

4) социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

5) трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

6) субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, т. к. права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

7) для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наемного работника.

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое (1), административное (2) и гражданское (3) право.

Межотраслевые связи науки права социального обеспечения.

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.
Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:
— норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);
— норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);
— норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);
— норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);
— финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);
— норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).
Взаимодействие права социального обеспечения с другими отраслями права.
Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров.
Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.
Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.
Семейное право — это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.
Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.
Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Комплексные публично-частные отрасли знаний науки банковского, страхового, инвестиционного, спортивного права.

Примерами комплексных отраслей законодательства могут служить страховое, морское, банковское, жилищное право и некоторые другие массивы законодательства, основное содержание которых составляют нормы гражданского, административного, финансового, трудового права.

Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

В состав банковского права входят как нормы гражданского права и предпринимательского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус центрального банка, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Наука банковского права включает в себя также деятельность по получению новых сведений об изучаемом предмете, в связи с чем она претерпевает постоянные изменения, отражающие процесс развития банковской системы Российской Федерации и банков­ского законодательства. Названная наука исследует вопрос о том, что есть банковское право, изучает его происхождение и законо­мерности развития, состав и систему норм банковского права, их содержание и роль, которую данные нормы играют в общественной жизни.

Исследуя объективные закономерности и тенденции развития банковской системы, конкретные жизненные ситуации и положе­ния, наука банковского права изучает социально-экономические и политико-правовые процессы, связанные с регулированием нор­мами права деятельности кредитных организаций, Банка России, а также юридических и физических лиц, выступающих в качестве клиентов кредитных организаций.

совокуп-ность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств.

Страховая деятельность направлена на предотвращение и ликвидацию отрицательных последствий чрезвычайных обстоятельств, возмещение материальных потерь, восстановление разрушенных, поврежденных материальных ресурсов. компенсацию вреда, возникшего в социальной сфере, и т. п. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких. как административное право, финансовое право, гражданское право, социального обеспечения и др. Совокупность перечисленных норм и образует комплексный правовой институт — С. п.

Особую значимость для развития страхового дела имеют отношения, складывающиеся между страховщиками и государственными органами, осуществляющими. с использованием административно-правовых норм, регулирование их деятельности и выполнение надзорных. контрольных функций по отношению к ним. Для осуществления этих функций в 1992 г. была создана Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью, преобразованная в 1996 г. в Департамент страхового надзора в структуре Минфина.

Страхование как один из институтов финансовой системы государства является предметом правового регулирования финансового права. Так, нормы финансового права регулируют: источники формирования страховых фондов, их взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой: порядок использования средств фондов страхования: компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права) и иные отношения в с4:>ере страхования. возникающие в процессе создания. распределения и использования фонда страхования. ;

Нормы гражданского права регламентируют собственно страховые правоотношения. права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные

условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т. д.

Источниками С. п. являются нормативно-правовые акты разного уровня. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Наряду с конституционными нормами к важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: ГК РФ (ст. 927-970), Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В названных законодательных актах содержатся такие основные понятия и категории страхового права, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой тариф, взнос, договор страхования и др.

В настоящее время действует также ряд законов, регулирующих правовой статус различных категорий граждан, в том числе по профессиональному признаку. в которых содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащих, сотрудников налоговых, правоохранительных органов и др.). Нормы, посвященные страховым отношениям, включены в законы о залоге, об охране окружающей среды и др. Вопросы страхования регулируются и такими законодательными актами, как КТМ, ФЗ РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» и т. д.

Большое значение для правового регулирования страхования имеют указы Президента РФ. в том числе Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров». Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. №667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» и др.

Отношения по страхованию регулируются постановлением Правительства РФ 5 ноября 1992 г. № 851 «Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы».

Страховая деятельность регламентируется инструкциями Минфина РФ,

МНС, нормативными актами ЦБ по валютному регулированию страховой деятельности..

На территории РФ действуют некоторые международные договоры, например «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве». заключенное между РФ и Европейским Союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу в июле 1999 г. Если в между народных договорах установлены иные правила, чем в страховом законодательстве РФ, то действуют правила международных договоров.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО — совокупность юридических норм, регулирующих инвестиционную деятельность в стране, в т. ч. режим иностранных инвестиций. Термин широко применим в зарубежной практике, а также в научной литературе (в т. ч. отечественной). И. п. является межотраслевым комплексом правовых норм, включающим нормы конституционного, гражданского, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

В систему предмета инвестиционного права входят:
– общественные отношения, связанные с размещением на территории Российской Федерации инвестируемых в экономику финансовых средств, иного имущества (как движимого, так и недвижимого, не изъятого из гражданского оборота), включая имущественные и личные неимущественные права (например, авторское, патентное право). В рассматриваемую группу отношений также входят договоры о совместной деятельности, включая отношения по образованию юридических лиц, созданных на основе долевого или 100 %-ного участия иностранных инвесторов, а также отношения по созданию филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации;
– общественные отношения по контролю за допуском, созданием и деятельностью на территории Российской Федерации иностранных инвесторов и образуемых ими юридических лиц.
Представленная группа отношений включает государственную регистрацию предприятий с иностранным участием, лицензирование отдельных видов деятельности совместных предприятий, сертификацию и стандартизацию результатов их предпринимательской деятельности. Данная группа отношений объясняется ограничениями предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в некоторых областях экономики: связи, средствах телекоммуникации, энергетики, транспорта и т. д. – в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, обеспечения обороны страны и безопасности государства и необходимости в этой части государственного контроля за надлежащим исполнением российского законодательства;
– общественные отношения, связанные с созданием на территории России необходимого инвестиционного климата (режима) в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, включая предоставление государством гарантий и льгот иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиционной деятельности в рамках действующего законодательства. Данная группа также включает отношения по защите интересов и прав инвесторов от незаконного вмешательства государства или третьих лиц;
– общественные отношения, связанные с наложением ответственности за инвестиционную (предпринимательскую) деятельность, противоречащую законодательству.
Инвестиционное право тесно связано с гражданским, предпринимательским, финансовым, административным правом, так как общественные отношения, составляющие предмет инвестиционного права, одновременно являются частью предмета перечисленных выше отраслей российского права. Следовательно, необходимо признать комплексность исследуемых отношений, в связи с чем можно выделить присущие инвестиционным отношениям существенные признаки.

Спортивное право — это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно – спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом. Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта. Исходя из соотношения понятий «спорт» и «физическая культура» как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом», однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право».
(Кафедра спортивного права создана в университете 01 февраля 2011 года (единственная в РФ и СНГ). Данная кафедра – уникальный проект в России, особенно в преддверии крупнейших соревнований, проводящихся в нашей стране – Универсиада 2013, Зимние Олимпийские Игры 2014, Чемпионат мира ФИФА 2018 и т. д. Члены кафедры и ее студенты тесно сотрудничают с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Олимпийским комитетом России (ОКР), ведущими спортивными федерациями и спортивными лигами (РФС, КХЛ, РФПЛ и т. д.)

25.Становление науки корпоративного права.

Корпорати́вноепра́во — подотрасль гражданского права, совокупность норм, регулирующих на основе частно-управленческих методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций (корпоративных форм юридических лиц).

История корпоративного права в России, по сравнению с иностранным опытом, занимает незначительный отрезок времени. Типичная корпоративная форма предпринимательства появляется только в XVII-XVIII вв., когда начинается стремление к унификации российского законодательства с европейским правом. Возникают первые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Купцам предписывалось торговать сообща, торговыми компаниями и с общего дохода платить налоги в казну. Развитие мануфактур, строительства, финансовой сферы достаточно активно подталкивало предпринимателей к накоплению опыта корпоративных объединений. Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности.

Дальнейший толчок в развитии корпораций определил промышленный переворот на рубеже XIX века. Индустриализация повлекла необходимость использовать крупный капитал, что органично вписывалось в акционерную форму организации сложного производства. Быстрыми темпами рос приток иностранных инвестиций, способствующих развитию и расширению отдельных отраслей в экономике.

В начале XX в. появились новые правовые формы торгово-промышленных предприятий (тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества).
Российскому дореволюционному законодательству было известно акционерное товарищество, которое, как отмечал Г. Ф. Шершеневич, представляет собой «высшее выражение капиталистического элемента», что означает сокращение в акционерном обществе личного участия и уменьшение объема ответственности.

В последствии всеобщая национализация акционерных компаний надолго исключила из гражданского оборота корпоративные формы объединений. Начинался период государственно-плановой экономики с присущими ей формами ведения хозяйственной деятельности. Несмотря на наличие в законодательстве раздела, посвященного акционерным обществам (паевым товариществам), подобная юридическая конструкция была отвергнута советским государством в эпоху господства государственной собственности. Возврат к использованию организационно-правовых форм дореволюционной экономики произошел под влиянием экономических и политических преобразований в конце 80-х гг. под влиянием нехватки в законодательстве частно-правовых форм хозяйствования.

Потребность пересмотра нормативной базы СССР была продиктована созданием экономики рыночного типа, определяющей развитие частного сектора через реформу собственности.

Первый период развития корпоративного права — период зарождения. Он начался с конца 80-х-начала 90-х гг. и характеризуется отказом от государственной монополии на средства производства.

Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью определяло акционерное общество как общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом.

Союзное Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, действовало на территории РФ довольно короткий промежуток времени, так как постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 было утверждено Положение об акционерных обществах, действовавшее вплоть до 1996 г. (далее — Положение N 601). По Положению N 601 акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал (п. 8), хотя ясно, что речь идет только о возмещении убытков в пределах стоимости акций, принадлежащих акционерам. Акции объявлялись только именными, и именно с тех пор в обороте не стало акций на предъявителя.

Несмотря на наличие таких положений, являющихся лишь подзаконными актами при отсутствии каких-либо законодательных актов, начало 90-х гг. XX в. ознаменовалось колоссальными махинациями и обманом вкладчиков — акционеров. В обороте находились акции акционерных обществ, не прошедшие государственную регистрацию. Акции выпускались юридическими лицами, не имеющими вообще права выпускать акции, новоявленные акционерные общества занимались самокотировкой собственных акций, заранее объявляли дивиденды. В самих акционерных обществах акционеры «входили» и «выходили» из них примерно так же, как и из кооператива. Акции — если они и были — печатались самими акционерными обществами на ксероксах, не передавались наследникам. Наглядным примером грубейшего нарушения законодательства явилась деятельность акционерного общества «МММ», выпускающего «билеты».

Указы Президента РФ, издаваемые на протяжении 90-х гг. XX в. и направленные на обеспечение гарантий прав акционеров, на упорядочение деятельности акционерных обществ на рынке ценных бумаг, не смогли справиться с лавиной злоупотреблений и нарушений, имевших место в деятельности акционерных обществ. Все это не могло не вызвать негативных социально-экономических последствий.

Такие многочисленные злоупотребления легкомыслием публики и доверием акционеров заставили российского законодателя обставить возникновение и деятельность акционерных обществ известными гарантиями и принять специальные законы, регулирующие правовое положение акционерных обществ и порядок выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, прежде всего акций.

Второй период развития корпоративного права — этап становления (конец 1991 г.- конец 1994 г.). Он характеризовался тем, что постепенно основную роль начинали играть не трудовые коллективы, а собственники предприятия. Третий период развития корпоративного права — с конца 1994 г. (принятие нового ГК РФ) до начала 2005 г. (в ходе которого сложилась современная система корпоративного законодательства). В ГК РФ было произведено упорядочение видов организационно-правовых форм юридических лиц, одновременно были установлены отношения собственности — юридическое лицо являлось единым и единственным собственником своего имущества (за исключением госпредприятий и учреждений, которые не являются корпоративными образованиями). Предприятие по общему правилу было объявлено не субъектом, а объектом гражданских прав. При этом основным «рычагом», способствующим соответствующим изменениям, явилась переориентация имущественной основы деятельности предприятий и переход их в новые организационно-правовые формы. В рамках реформирования отношений собственности в переходный период основным звеном явилось создание юридических лиц — частных компаний, представляющих основу всех преобразований. Многообразие организационно-правовых форм, представленных в новом гражданском законодательстве, повлекло формирование правовой базы, необходимости детального их регулирования. В итоге, в середине 90-х гг. были приняты основные акты — федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах».

Сегодня же корпоративное законодательство находится в процессе совершенствования и изменения, что обусловлено изменениями социально-экономических условий деятельности самих акционерных обществ, их саморазвитием, усложнением механизмов их управления и государственного регулирования.

26.Имущественные основы финансового права.

Действующее законодательство Российской Федерации прямо закрепило, что имущественные отношения являются предметом правового регулирования не только гражданского права, но и права финансового. Так, п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым. отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Таким образом, законодатель прямо указал, что имущественные отношения не являются исключительно предметом правового регулирования гражданского права.

Финансовое право на всем протяжении истории своего существования регламентировало имущественные отношения . Однако на разных этапах исторического развития такая регламентация была неодинаковой, большей или меньшей. финансовое право, регулируя в целом управленческие (властно-организационные) отношения, опосредует в числе прочих и те связи, которые, сохраняя качество отношений по управлению, включают в себя имущественные элементы. С точки зрения соотношения с имущественными, указывал ученый, управленческие связи могут быть подразделены на несколько групп. Первая из них включает чисто организационные отношения, без имущественного элемента, вторая — властно-организационные, которые имеют имущественный характер по объекту, в частности налоговые. Далее существует третья группа — властно-организационные отношения, которые по своему содержанию являются имущественными, поскольку они складываются на основе волевых актов органов государства как собственника имущества . Такое деление имущественных финансовых отношений обусловливалось тем, что в советскую эпоху развития Российского государства «науку интересовали главным образом властный субъект в этом правоотношении, его компетенция и т. д.» . Как справедливо указывает М. В. Карасева, сегодня доминантой научного осмысления финансовых правоотношений является их имущественный характер, так как именно он весьма ярко проявился в современных условиях .

Несмотря на то что в разные исторические периоды финансовое право в большей или меньшей степени регламентировало имущественные отношения, наряду с отношениями властно-организационными, имущественные отношения всегда являлись предметом правового регулирования финансового права. Однако если в период существования Советского государства финансовое право определялось прежде всего как регулятор управленческих отношений, то в современных условиях имущественная составляющая в предмете финансового права значительно возросла.

отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права, складываются под воздействием ряда факторов: во-первых, природы собственности, во-вторых, совокупности действующих в обществе экономических закономерностей; в-третьих, деятельности государства

Ядром финансового права являются финансовые правоотношения. В свете настоящего исследования важную роль играет деление указанных финансовых отношений на две группы: имущественные финансовые правоотношения и неимущественные правоотношения. При этом если имущественные отношения своим объектом имеют определенные материальные блага, то неимущественные отношения в качестве объекта имеют действия или поведение сторон. Более того, неимущественные налоговые правоотношения являются основой существования имущественных налоговых правоотношений, непосредственно обеспечивают реализацию имущественных налоговых правоотношений . Это в определенной степени характерно и для иных финансовых отношений, не только налоговых.

1. Сегодня финансовое право отличается от других отраслей права тем, что имущественный элемент занимает в нем не просто большее или меньшее место. Имущественный элемент занимает в финансовом праве определяющее положение. Однако если гражданское право предназначено для регулирования имущественных отношений в целом, то финансовое право предназначено для регулирования денежных имущественных отношений с участием государства, а также квазиденежных отношений с участием государства, а также комплексных имущественных отношений с участием государства, объектом которых являются денежные средства.

2. Имущественные отношения, составляющие предмет финансово-правового регулирования, — это отношения государственной собственности на денежные средства государства.

3. Неимущественные отношения, которые регулируются финансовым правом, — это отношения, направленные на обеспечение регламентации имущественных отношений, регулируемых финансовым правом.

4. Имущественные отношения в финансовом праве, в отличие от имущественных отношений с участием иных субъектов, не могут существовать как не имеющие правовой формы. Это отличительный признак отношений в финансовом праве.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 1781 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ВИДЫ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ВИДЫ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ СВЯЗИ / СУБОРДИНАЦИОННЫЕ И КООРДИНАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / СИНТЕЗИРУЮЩИЕ СВЯЗИ / LEGAL RELATIONS OF SOCIAL WELFARE LAW WITH OTHER BRANCHES OF LAW / TYPES OF GENETIC LINKS / GENETIC AND FUNCTIONAL LINKS / HISTORICAL AND ACQUIRED LINKS / SUBORDINATION AND COORDINATION LINKS / SYNTHESIZING LINKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсаненкова Юлия Борисовна

Рассматривая функциональные связи как элемент структуры права и отталкиваясь от деления связей в теории советского права на генетические и функциональные, в статье предпринята попытка обрисовки различных видов межотраслевых связей права социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корсаненкова Юлия Борисовна

О действии уголовного закона в условиях межотраслевых связей К вопросу об институте финансово-правовой ответственности в системе права

О координационных, субординационных и генетических связях юридической ответственности с системой права и системой законодательства

О генетических, координационных и субординационных связях процессуальной ответственности К вопросу о понятии дефектов нормативно-правовых связей i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of inter-industry ties of social security law

Considering the legal relations of Social Welfare Law with other branches of Law as an element of the structure of Law and starting from the division of relations in the theory of Soviet Law into genetic and functional, the article attempts to identify different types of legal relations of Social Welfare Law with other branches of Law .

Текст научной работы на тему «ВИДЫ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Трудовое право; право социального обеспечения

ВИДЫ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРСАНЕНКОВА Юлия Борисовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ). E-mail: [email protected] ru

Краткая аннотация: Рассматривая функциональные связи как элемент структуры права и отталкиваясь от деления связей в теории советского права на генетические и функциональные, в статье предпринята попытка обрисовки различных видов межотраслевых связей права социального обеспечения.

Abstract: Considering the legal relations of Social Welfare Law with other branches of Law as an element of the structure of Law and starting from the division of relations in the theory of Soviet Law into genetic and functional, the article attempts to identify different types of legal relations of Social Welfare Law with other branches of Law.

Ключевые слова: межотраслевые связи права социального обеспечения, виды межотраслевых связей, генетические и функциональные связи, исторические и приобретенные связи, субординационные и координационные связи, синтезирующие связи.

Keywords: legal relations of Social Welfare Law with other branches of Law, types of genetic links, genetic and functional links, historical and acquired links, subordination and coordination links, synthesizing links.

Классификация межотраслевых связей в системе российского права имеет немаловажное практическое значение, т. к. в процессе решения правовых казусов должны приниматься во внимание все нормативные предписания, находящиеся в функциональной зависимости. При этом должны учитываться нормативные предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах различного уровня и подчас различных отраслей права, тщательно исследоваться внутренние (в том числе межотраслевые) связи, которые существуют между нормами этих нормативных правовых актов [1: с. 256].

При классификации различных видов межотраслевых связей права социального обеспечения изначально следует обратиться к теории права.

В теории советского права вопрос о видах правовых связей затрагивался С. С. Алексеевым в связи с изучением структуры права как «закона устойчивых связей элементов содержания» [1: с. 18]. Представление о структурных компонентах права как единой, внутренне юридически согласованной системы устойчивых и упорядоченных его элементов, находящихся в свойственных им отношениях порядка, в определенной композиции, формируется, в том числе, благодаря выявлению генетических и функциональных связей в системе отраслей советского права [1: с. 19].

При рассмотрении системы генетических связей, в первую очередь, С. С. Алексеевым отмечается, что «главные и решающие генетические связи» лежат за пределами права как такового, характеризуя его зависимость от экономического базиса, политической организации и всех остальных в своей совокупности внешних системообразующих факторов [1: с. 19].

Данные научные выводы, во-первых, согласуются с выводом о межотраслевых связях права социального обеспечения как об элементах юридических конструкций, присущих внутренней форме содержания права социального обеспечения. Во-вторых, позволяют выявить внешнеправовые генетические межотраслевые связи права социального обеспечения, в основу классификации которых может быть положен критерий первопричины как совокупности всех системообразующих факторов отрасли права социального обеспечения, которые влияют на ее образование (политические, социологические, экономические факторы). Так, политический аспект в генезисе межотраслевых связей права социального обеспечения может прослеживаться через систему общественных отношений разной отраслей

принадлежности (как отраслей частного, так и публичного права), нормы которых (трудового, гражданского, жилищного, семейного, экологического и др. отраслей права) в целом направлены на создание эффективной системы социальной защиты населения и реализации социальной политики государства.

Несомненно, влияние системообразующих экономических факторов на развитие отрасли права социального обеспечения, к числу которых можно отнести и форму собственности, на которой основана та или иная форма социального обеспечения (государственная, частная). Соответственно, данный критерий порождает генетические связи рассматриваемой отрасли с гражданским и трудовым правом, нормы которых регулируют виды социального обеспечения негосударственного сектора (негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративное социальное обеспечение).

Генетические связи права (и в частности, права социального обеспечения) надлежит характеризовать как с точки зрения их органического зарождения вне системы права, так развития и совершенствования уже в рамках правовой системы по мере накопления и совершенствования нормативного материала конкретной отрасли права [1: с. 38]. Данное суждение дает основание предположить, что существуют генетические связи права социального обеспечения внутри системы отраслей права. При характеристике генетических связей в структуре права С. С. Алексеевым обращается внимание на то, что это взаимосвязи, которые существуют между коренными, профилирующими и молодыми отраслями права [1: с. 38]. Генетические связи, по замечанию С. С. Алексеева, носят идеальный характер: реальный характер этого вида межотраслевых связей обнаруживает «многоступенчатость» в процессе их формирования. В качестве примера ученым приводится как раз право социального обеспечения, которое «последовательно вбирает нормативный материал ряда отраслей — административного, трудового, а затем и колхозного права». Данный этап развития генетического развития связей можно охарактеризовать как внутриправовой.

Ретроспективный (исторический) генезис развития отрасли права социального обеспечения (т. е. в силу наличия связи с ранее «материнскими» отраслями права или «прародительскими») позволяет выделить генетические связи права социального обеспечения с теми отраслями права, которые регулировали социально-обеспечительные отношения до их обособления в предмет отдель-

Трудовое право; право социального обеспечения

ной отрасли права. Это межотраслевые связи с гражданским, административным (полицейским) отраслями права на досоветском этапе становления и развития социально-обеспечительных отношений и с трудовым, колхозным правом — в советский период.

На генетическом этапе развития собственно отрасли права социального обеспечения (внутриотраслевом), когда предмет правового регулирования и соответствующая отрасль уже сложились, «в недрах данных общественных отношений могут быть выявлены такие черты и особенности, которые выражают объективную необходимость их регулирования в особых юридических формах» — юридических режимах. Этот факт может быть объясним тем, что в «орбиту регулирования данной отрасли втягиваются смежные, родственные, «сопряженные» отношения, а то и нетипические отношения, для которых оказалось возможным использовать уже сложившийся отраслевой механизм»[1: с. 172].

На этом этапе можно выделить «приобретенные» межотраслевые связи права социального обеспечения в ходе развития данной отрасли, например, с новыми отраслями права (комплексного характера), по отношению к которым право социального обеспечения служит «материнской» отраслью: медицинское право, пенсионное право, право социального страхования. Данный вид связей права социального обеспечения можно назвать внутриотраслевыми.

В целом, виды генетических связей — внешнеправовые, внутриправовые, внутриотраслевые — отражают динамику развития отрасли и могут быть охарактеризованы как диалектические генетические связи права социального обеспечения, которые отражают поступательное развитие отрасли.

Содержательная характеристика генетических связей проявляется в такой их разновидности, как функциональные связи. Функциональные связи призваны выражать взаимообусловленность и взаимную зависимость юридических норм, правовых институтов, отраслей права в процессе их функционирования [1: с. 39]. Данный вид связей указывает на их взаимосвязь с функциональными характеристиками права (функциями права) и тем самым призван отражать взаимозависимость отраслей права в процессе их функционирования. Данный вид функциональных связей права социального обеспечения подразделяется на субординационные и координационные [1: с. 39].

Координационные связи обеспечивают интеграцию норм права социального обеспечения в процессе их совместного функционирования с другими отраслями права, а субординационные — устанавливают иерархическую зависимость норм права социального обеспечения от иных отраслей права.

Интеграция (координация) связей между первичными социальными институтами (иными словами, динамика, взаимодействие системы общественных отношений) задает функционирование правосистемных образований (отраслей права), заставляет каждый элемент системы права решать определенную функциональную задачу [7: с. 398].

На первом уровне общественные отношения по социаль-

ному обеспечению взаимодействуют в рамках различных сфер общественной жизни в виде функциональных зависимостей, которые затем перерастают в их правовое взаимодействие в виде правоотношений различных отраслей права, благодаря взаимосвязи права и государства, что отражается в государственной социальной политике. Государственно-властная воля, проявляясь в функционировании государства и права, отражается в правовой политике, воспринимая объективные условия социальной среды [2: с. 179].

Социальное обеспечение воздействует на определенные сферы общественных отношений, являющиеся в то же время и объектом правового воздействия иных отраслей права. В результате, исходя из деления сфер общества на экономическую, социальную, демографическую, выявляются межотраслевые связи права социального обеспечения с теми отраслями права, которым присущи одинаковые функции. Так, интеграция трудового права и права социального обеспечения обнаруживается через социальную, экономическую, воспитательную, демографическую функции права

Различные виды общественных отношений в сфере социального обеспечения, их социальная динамика, изменения задают системность права социального обеспечения «с точки зрения его функциональности и институализации» [2: с. 49, 50]. Благодаря этому, правовое регулирование системы социального обеспечения, имеет разноотраслевую (межотраслевую) правовую природу.

Каждое звено системы общественных отношений выполняет определенную функцию в общей системе функционирования системы социального обеспечения (системе управления, финансирования, приобретения права на социальное обеспечение, защиты права на социальное обеспечение). Так образуются функциональные межотраслевые связи права социального обеспечения, с финансовым, административным, трудовым и гражданским процессуальным отраслями права.

Структурное строение системы социального обеспечения, имея в виду подразделение рассматриваемой системы по ее структурным элементам (системам финансирования, управления, субъектов обеспечения, видов обеспечения) дает нам основание и для выделения структурообразующих функциональных связей права социального обеспечения.

Межотраслевые функциональные связи координации по С. С. Алексееву выражают одну из сторон единства права как целостной системы и характеризуют единство в процессе функционирования регулятивных и охранительных норм, норм общих и специализированных, норм материальных и процессуальных.

Примером взаимодействия регулятивных и охранительных норм могут выступать нормативные предписания трудового права и права социального обеспечения, когда, например, имеет место причинения вреда жизни или здоровью работника в результате несчастного случая на производстве: координационные межотраслевые связи обнаруживаются между подинститутом обязательного социального страхования от производственного травматизма права

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 12(180)

социального обеспечения и институтом материальной ответственности работника [1: 242].

Функциональные субординационные связи права социального обеспечения могут быть прослежены в рамках конституционного права, которое является ведущей профилирующей отраслью, базисом для формирования всех отраслей российской правовой системы, в том числе и для права социального обеспечения. Данный вид субординационных связей обнаруживает себя в праве социального обеспечения на основе следующих системообразующих критериев отрасли. Общеправовые и межотраслевые принципы права социального обеспечения находят отражение в Конституции РФ. Конституционные права граждан в сфере социального обеспечения и обязанности государства по их обеспечению выступают одновременно в качестве содержания отраслевой правосубъектности граждан. Система источников и, прежде всего, Основной закон государства — Конституция РФ, возглавляет систему отраслевых источников права социального обеспечения. Данные функциональные связи права социального обеспечения играют роль базовых, субординационных.

Своеобразные функциональные связи у права социального обеспечения с теорией государства и права, которая по отношению к каждой отраслевой науке выступает в качестве «своеобразной синтезирующей конкретной юридической материи и обобщающей науки», вырабатывающей общие для всех отраслей права категории и понятия, которые конкретизируются и детализируются в науке соответствующих отраслей. Эти связи как прямые, так и обратного характера, так как теория государства и права оказывая влияние на эти отрасли права, сама, в свою очередь, подвергается с их стороны определенному влиянию [5: с. 45, 46]. Данные межотраслевые связи выражаются через общность следующих понятий: предмет правового регулирования, метод правового регулирования, источники, принципы отрасли, правоотношения. Рассматриваемый вид связей права социального обеспечения выражается через элементы общей части отрасли с теми отраслями права, с которыми право социального обеспечения взаимодействует через такие устоявшиеся категории, как: предмет, метод, принципы, источники правового регулирования системы социального обеспечения. Данный вид функциональных связей может быть представлен как синтезирующий.

Особые виды межотраслевых связей — в рамках международного публичного права

Международное законодательство о социальном обеспечении реализует взаимосвязь права социального обеспечения с док-Библиография:

триной международного публичного права [6] — в основе взаимосвязи двух отраслей лежат общепризнанные международные нормы социального обеспечения. Специфика оснований системности права на уровне международной правовой системы отмечается в силу того, что система международного права, взаимодействуя с системами национального права, при этом не выступает для них внешней средой, а лишь задает им условия этой внешней по отношению к внутригосударственному праву среды [3: с. 152]. Следовательно, данный вид связи относится к функциональным, условно «внешним связям» права социального обеспечения.

Представленный, краткий анализ видов межотраслевых связей права социального обеспечения дает основание подразделить их на: генетические и функциональные. Генетические отражают поступательное развитие отрасли, подразделяются на внешнепра-вовые и внутриправовые. Последние, в свою очередь, подразделяются на: исторические (коренные) и приобретенные (или внутриотраслевые).

Функциональные связи представляют собой содержательную характеристику генетических связей. Данный вид связей призван выражать взаимообусловленность и взаимозависимость норм права социального обеспечения с другими отраслями права в процессе их функционирования. Они могут быть классифицированы на координационные (обеспечивающие интеграцию норм права социального обеспечения в процессе их совместного функционирования с другими отраслями права) и субординационные (устанавливающие иерархическую зависимость норм права социального обеспечения от иных отраслей права). В свою очередь, функциональные координационные межотраслевые связи формируют структурные функциональные связи права социального обеспечения. Особый вид функциональных связей права социального обеспечения — синтезирующий — порождается взаимодействием права социального обеспечения с теорией государства и права. Специфический вид функциональных связей — с международным публичным правом, который можно охарактеризовать условно «внешними» связями права социального обеспечения, которые однако, не являются межотраслевыми.

Следует также отметить, что классификация функциональных связей права социального обеспечения является важнейшим ориентиром при систематическом толковании, которое представляет собой такой способ уяснения и разъяснения юридических норм, который призван раскрыть содержание сквозь призму присущих им функциональных связей [1: с. 257].

1. Алексеев С. С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975. 264 с.

2. Воронин М. В. Основания и проявления системности права: монография. М.: Юстицинформ, 2016. 200 с.

3. Захарова К. С. Системные связи принципов права: теоретические проблемы: дисс. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 255 с.

4. Кирин В. А. Функциональные связи правовых норм // Советское государство и право. 1972. № 5. С. 30-39.

5. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 640 с.

6. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М.: Проспект, 2013. 440 с.

7. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. М.: Академический проект, 2005. 720 с.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий