Международное право социального обеспечения учебник

Право социального обеспечения

Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 449 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11355-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait. ru/bcode/510537 (дата обращения: 11.02.2023).

4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов
  • Нравится
  • 41 Посмотреть кому понравилось
  • Поделиться
  • Курс с экзаменом
  • Описание
  • Программа курса
  • Тесты: 31
  • Выбор редакции
  • Есть в мобильном приложении

Ознакомиться Назначить курс группе

    Мачульская Е. Е.
Страниц 449 Обложка Твердая Гриф Гриф УМО ВО ISBN 978-5-534-11355-6 Библиографическое описание

Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 449 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11355-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait. ru/bcode/510537 (дата обращения: 11.02.2023).

Тематика/подтематика Дисциплина

Учебник посвящен теоретическим вопросам права социального обеспечения, учению о социальных рисках, международному и зарубежному праву социального обеспечения. Издание снабжено контрольными вопросами и заданиями для самопроверки, хорошо структурировано и содержит наглядные примеры судебной практики и статистические данные. Нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 1 сентября 2019 г. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, слушателей системы повышения квалификации и подготовки кадров, а также работников правовых и других служб организаций, профсоюзов, работников органов социальной защиты.

  • Предисловие
  • Принятые сокращения
  • Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    • Глава 1. Понятие и система социального обеспечения
      • 1.1. Право человека на социальное обеспечение
      • 1.2. Понятие социального риска. Виды социальных рисков
      • 1.3. Понятие и функции социального обеспечения
      • 1.4. Организационно-правовые формы социального обеспечения
      • 1.5. Финансирование социального обеспечения
      • Контрольные вопросы
      • 2.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России
      • 2.2. Социальное обеспечение после октября 1917 г. до Великой Отечественной войны
      • 2.3. Социальное обеспечение после Великой Отечественной войны до 90-х гг. ХХ в.
      • 2.4. Пенсионная реформа 1990 г.
      • 2.5. Становление современной системы социального обеспечения
      • 2.6. Основные направления развития законодательства о социальном обеспечении до 2030 года
      • Контрольные вопросы
      • 3.1. Предмет права социального обеспечения
      • 3.2. Метод права социального обеспечения
      • 3.3. Система права социального обеспечения
      • Контрольные вопросы
      • 4.1. Понятие принципов права социального обеспечения
      • 4.2. Всеобщность права на социальное обеспечение
      • 4.3. Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению
      • 4.4. Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска
      • 4.5. Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни
      • Контрольные вопросы
      • 5.1. Понятие и виды источников права социального обеспечения
      • 5.2. Общая характеристика нормативных правовых актов
      • Контрольные вопросы
      • 6.1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
      • 6.2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
      • 6.3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению
      • 6.4. Содержание правоотношений
      • Контрольные вопросы
      • Глава 7. Понятие и виды стажа
        • 7.1. Понятие и значение страхового стажа
        • 7.2. Общий трудовой стаж
        • 7.3. Специальный (профессиональный) страховой стаж
        • 7.4. Выслуга лет
        • 7.5. Исчисление стажа
        • 7.6. Подтверждение стажа
        • Контрольные вопросы
        • 8.1. Понятие страховой пенсии по старости
        • 8.2. Право на досрочное пенсионное обеспечение
        • Контрольные вопросы
        • 9.1. Понятие и порядок установления инвалидности
        • 9.2. Исчисление страховой пенсии по инвалидности
        • Контрольные вопросы
        • 10.1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца
        • 10.2. Исчисление страховой пенсии по случаю потери кормильца
        • Контрольные вопросы
        • 11.1. Обращение за назначением страховых пенсий
        • 11.2. Выплата и доставка страховых пенсий
        • 11.3. Назначение страховых пенсий
        • 11.4. Перерасчет размеров страховых пенсий
        • 11.5. Приостановление и возобновление выплаты страховых пенсий
        • 11.6. Прекращение выплаты страховых пенсий
        • 11.7. Удержания из страховых пенсий
        • Контрольные вопросы
        • 12.1. Понятие и цели накопительного пенсионного страхования
        • 12.2. Реализация права на дополнительное пенсионное страхование
        • 12.3. Финансирование дополнительных пенсионных накоплений
        • 12.4. Накопительная пенсия
        • Контрольные вопросы
        • 13.1. Общая характеристика пенсий
        • 13.2. Пенсии федеральным государственным гражданским служащим
        • 13.3. Пенсии военнослужащим и членам их семей
        • 13.4. Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
        • 13.5. Пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
        • 13.6. Пенсии космонавтам, летчикам-испытателям и членам их семей
        • 13.7. Социальные пенсии
        • 13.8. Назначение и перерасчет пенсий
        • Контрольные вопросы
        • 14.1. Государственная политика по содействию занятости
        • 14.2. Условия и процедура признания граждан безработными
        • 14.3. Меры социальной поддержки безработных граждан
        • 14.4. Сроки выплаты пособия по безработице
        • 14.5. Приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице
        • Контрольные вопросы
        • 15.1. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности
        • 15.2. Удостоверение временной нетрудоспособности
        • 15.3. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности
        • 15.4. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности
        • Контрольные вопросы
        • 16.1. Общая характеристика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
        • 16.2. Права и обязанности субъектов страхования
        • 16.3. Основания предоставления страхового обеспечения
        • 16.4. Виды и размеры страхового обеспечения
        • 16.5. Возмещение дополнительных расходов на реабилитацию
        • 16.6. Процедура назначения страхового обеспечения
        • Контрольные вопросы
        • 17.1. Общая характеристика пособий
        • 17.2. Единовременные пособия
        • 17.3. Пособие по беременности и родам
        • 17.4. Ежемесячные пособия
        • 17.5. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал)
        • Контрольные вопросы
        • 18.1. Право на охрану здоровья
        • 18.2. Понятие обязательного медицинского страхования
        • 18.3. Права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования
        • 18.4. Договоры обязательного медицинского страхования
        • 18.5. Медицинская помощь в связи с материнством
        • 18.6. Обеспечение лекарствами
        • 18.7. Санаторно-курортное лечение
        • Контрольные вопросы
        • 19.1. Понятие и виды социальной помощи
        • 19.2. Социальная доплата к пенсии
        • 19.3. Ежемесячное пособие на ребенка до 18 лет
        • 19.4. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
        • 19.5. Процедура оказания государственной социальной помощи малоимущим лицам
        • 19.6. Набор социальных услуг
        • Контрольные вопросы
        • 20.1. Понятие и принципы социального обслуживания
        • 20.2. Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях
        • 20.3. Стационарное социальное обслуживание
        • 20.4. Протезно-ортопедическая помощь
        • 20.5. Обеспечение инвалидов транспортными средствами
        • 20.6. Ритуальные услуги
        • Контрольные вопросы
        • 21.1. Понятие и виды социальной поддержки
        • 21.2. Ежемесячная денежная выплата
        • 21.3. Социальная поддержка на уровне субъектов Российской Федерации
        • 21.4. Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством, и членов их семей
        • 21.5. Cоциальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами
        • Контрольные вопросы
        • Глава 22. Общая характеристика международного права социального обеспечения
          • 22.1. Понятие и цели международно-правового регулирования социального обеспечения
          • 22.2. Принципы международного права социального обеспечения
          • 22.3. Определение применимого законодательства
          • 22.4. Cохранение прав в области социального обеспечения
          • Контрольные вопросы
          • 23.1. Первые международные договоры о социальном обеспечении. Создание Международной организации труда
          • 23.2. Расширение нормотворческих функций международных организаций после Второй мировой войны
          • 23.3. Особенности развития международного права социального обеспечения в XXI веке
          • 23.4. Столетие Международной организации труда и задачи социального обеспечения
          • Контрольные вопросы
          • 24.1. Понятие и классификация источников международного права социального обеспечения
          • 24.2. Механизм принятия актов Международной организации труда и контроля за их исполнением
          • 24.3. Базовые стандарты Международной организации труда в области социального обеспечения
          • Контрольные вопросы
          • 25.1. Нормативное содержание основных актов Совета Европы
          • 25.2. Нормативное содержание основных актов Европейского союза
          • 25.3. Нормативное содержание основных актов Содружества Независимых Государств
          • 25.4. Нормативное содержание основных актов Евразийского экономического союза
          • Контрольные вопросы
          • Глава 26. Страны, входящие в организацию экономического сотрудничества и развития
            • 26.1. Общая характеристика системы социального обеспечения стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития
            • 26.2. Краткий обзор истории развития социального обеспечения в странах Организации экономического сотрудничества и развития
            • 26.3. Реформы социального обеспечения
            • Контрольные вопросы
            • 27.1. Краткая социально-экономическая характеристика стран региона
            • 27.2. Системы социального обеспечения
            • 27.3. Реформы социального обеспечения
            • Контрольные вопросы
            • 28.1. История развития социального обеспечения
            • 28.2. Пенсионные реформы
            • Контрольные вопросы
            • 29.1. История развития социального обеспечения
            • 29.2. Характеристика систем социального обеспечения
            • Контрольные вопросы
            • 30.1. История развития социального обеспечения
            • 30.2. Реформы пенсионной системы
            • Контрольные вопросы
            • 31.1. История развития социального обеспечения
            • 31.2. Общая характеристика социального обеспечения
            • 31.3. Реформа социального обеспечения
            • Контрольные вопросы

            Тест к разделу Опубликован 24.11.2022 Глава 1. Понятие и система социального обеспечения Авторы: Чимизгина Д. А.

            Тест к разделу Опубликован 24.11.2022 Глава 2. История отечественного законодательства о социальном обеспечении Авторы: Чимизгина Д. А.

            Тест к разделу Опубликован 24.11.2022 Глава 3. Предмет, метод, система права социального обеспечения Авторы: Чимизгина Д. А.

            Тест к разделу Опубликован 24.11.2022 Глава 4. Принципы права социального обеспечения Авторы: Чимизгина Д. А.

            Тест к разделу Опубликован 24.11.2022 Глава 5. Источники права социального обеспечения Авторы: Чимизгина Д. А.

            Тест к разделу Опубликован 24.11.2022 Глава 6. Правоотношения по социальному обеспечению Авторы: Чимизгина Д. А.

            Глава 9. Международное право социального обеспечения

            В XXI в. международное сообщество вступило с международным кодексом социальной защиты. По сути, международными усилиями создан свод международных социальных стандартов в сфере труда и социального обеспечения. Как справедливо писал И. Я. Киселев, международные стандарты труда — это нормативная субстанция международного трудового права, одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты согласованной деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей. Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и значимых норм национальных систем права . В полном объеме это утверждение справедливо и в отношении международных стандартов права социального обеспечения. Остановимся на основных характеристиках международного права социального обеспечения.

            См.: Киселев И. Я. Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2005. С. 468.

            1. Источниками международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений являются, прежде всего, акты Организации Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ), действующие во всемирном масштабе, акты принятые региональными организациями государств, и двусторонние международные договоры. Таким образом, международное право социального обеспечения — это многоуровневое правовое явление.

            2. Согласно Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Более того, в Конституции РФ (ст. 46) закреплено право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, названные нормы международного права социального обеспечения инкорпорированы в национальную правовую систему. В связи с этим в структуре отрасли российского права социального обеспечения можно выделить институт международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

            3. Международное право социального обеспечения имеет сложную структуру. На наш взгляд, международное право социального обеспечения, как структурное правовое явление, включает три основных образования: общая часть, коллизионное международное право социального обеспечения и процессуальное (контрольно-надзорное) международное право. Общая часть содержит общепризнанные принципы и нормы международного права социального обеспечения, легализующие право на социальное обеспечение, его различные виды, право на защиту от социального отторжения.

            Коллизионное международное право социального обеспечения включает международные коллизионные нормы, регулирующие международные социально-обеспечительные отношения с участием субъектов иностранного права (мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства). С помощью этих нормативных предписаний разрешается особый вид коллизий, которые возникают из различий в законодательстве стран в случае правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

            Процессуальное (контрольно-надзорное) международное право призвано обеспечить нормативное регулирование гарантий соблюдения международно-правовых норм, форм и способов защиты социально-обеспечительных прав, предусмотренных международными актами. Речь идет, во-первых, о юрисдикционных (судебных, административных) формах: контрольные механизмы МОТ, деятельность Европейского суда по правам человека и др. Во-вторых, здесь задействованы и неюрисдикционные формы, например, международные социально-партнерские механизмы обеспечения социально-обеспечительных прав, деятельность неправительственных организаций по защите женщин, инвалидов и др.

            Общепризнанные принципы и нормы международного права социального обеспечения. В теории права социального обеспечения проблема общепризнанных международно-правовых принципов и норм является весьма актуальной, многогранной и далеко неоднозначной в разрешении. Принимая это во внимание, остановимся на следующих вопросах: 1) легальное закрепление общепризнанных международно-правовых принципов права социального обеспечения; 2) приоритет и непосредственное применение общепризнанных международно-правовых принципов и норм международного права социального обеспечения.

            В конце XX в. международное сообщество выработало основополагающие принципы социальной защиты населения. На наш взгляд, к этим общепризнанным принципам и общепризнанным международным нормам относятся те, которые получили закрепление прежде всего в уставных документах международных организаций (ООН, МОТ и др.). Общепризнанные принципы международного права социального обеспечения также находят отражение в международных пактах, торжественных декларациях. Именно названные источники придают им характер общепризнанных принципов и норм, признанных мировым (международным) сообществом. Речь идет об основополагающих международных актах (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г, о Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.), Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.) и др.). Затем эти принципы внедряются в международные договоры, конвенции, рекомендации международных организаций. Согласно Уставу Международного Суда ООН, общепризнанные принципы международного права определяются как «общие принципы, признанные цивилизованными нациями». В теории международного права понятие «общепризнанные принципы международного права» рассматривается как общее, интегрирующее понятие, включающее «общие принципы и отраслевые принципы» . Согласно российской правовой доктрине, к общим принципам международного права относят семь принципов: равенство, сотрудничество, добросовестное исполнение обязательств, мирное урегулирование споров, невмешательство и неприменение силы, уважение фундаментальных прав человека и право наций на самоопределение. Эти общеправовые международные принципы приобретают отраслевое проявление, в нашем случае в сфере социальной защиты, о чем пойдет речь ниже.

            См.: Додонов В. Н., Панов В. П., Румянцев О. Г. Международное право. Словарь-справочник. М., 1997. С. 5; Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000. С. 43.

            Императивность (обязательность) общепризнанных принципов и норм международного трудового права обусловлена членством государства в той или иной международной организации, сообществе. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие, императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

            Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

            Более того, общепризнанные международные принципы и нормы права социального обеспечения имеют правовой механизм их реализации государствами-членами международных сообществ (МОТ, Европейского Союза и др.), а в ряде случаев — правовой механизм контроля и международно-правовой судебной защиты (Европейский суд по правам человека и др.). Эти признаки также свидетельствуют об императивности рассматриваемых принципов и норм. Общепризнанные принципы международного права как любые правовые принципы являются не просто основополагающими правовыми идеями, а идеями, как подчеркивалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», которые получили «закрепление в международных пактах, конвенциях и иных документах» . Таким образом, характеризуются следующими признаками: 1) легальное закрепление в международно-правовых источниках; 2) признание международным сообществом в целом; 3) императивность.

            Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.

            Между тем толкование перечня общепризнанных международных принципов права социального обеспечения на практике не будет отличаться единством. Если в отношении международных договоров имеется формальный критерий — их ратификация РФ, то в отношении международных общепризнанных принципов и норм — только общие определения этих понятий в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5. Эта проблема ждет своего разрешения, хотя бы на уровне судебного толкования. Анализ и обобщение содержания вышеназванных международно-правовых источников и обозначенные подходы к определению этих принципов позволили нам обосновать следующую систему общепризнанных международно-правовых принципов в сфере социального обеспечения.

            Система общепризнанных международно-правовых принципов и норм права социального обеспечения. Любая система (классификация) правовых явлений должна строиться на основе определяющих их назначение и сущность критериев. Это должны быть критерии, отражающие природу регулируемых общественных отношений (предметный критерий) и метод правового регулирования. В роли первого выступает критерий единства естественно-правовых и позитивистских начал в определении природы социальных прав. Это означает единство и взаимообусловленность в рамках системы принципов права социального обеспечения, провозглашающих, с одной стороны, равенство и справедливость в социально-обеспечительных отношениях, с другой — гарантированность и защиту этих прав со стороны государства. Критерий метода правового регулирования, который лежит в основе классификации, систематизации общепризнанных принципов права социального обеспечения означает единство частных и публичных начал в правовом регулировании социально-обеспечительных отношений. Таким образом, на основании названных критериев выстраивается следующая система общепризнанных международных принципов права социального обеспечения.

            Первую группу принципов составляют принципы, основанные на естественно-правовом и частно-правовом критериях. К ним относятся: а) принцип равенства прав (всеобщности) в сфере социального обеспечения; б) принцип социальной ответственности; в) принцип социальной солидарности и социального партнерства (социального сотрудничества); г) принцип защиты от социального отторжения.

            Вторая группа принципов, основанная на позитивистских и публично-правовых критериях, включает: а) принцип запрета дискриминации; б) принцип гарантированности социально-обеспечительных прав; в) принцип обеспечения достойного уровня жизни.

            Принципы названных групп взаимообусловлены и применяются, как правило, в единстве, системе. Так, принцип равенства коррелируется с принципом запрета дискриминации. Принцип социальной ответственности лица за свое материальное и социальное благополучие рассматривается в единстве с принципом гарантированности социально-обеспечительных прав и принципом обеспечения достойного уровня жизни, когда социальные государства гарантируют своим гражданам минимальный базовый уровень социальной защиты, а сверх этого уровня — предполагается участие гражданина в договорных системах социального обеспечения, например, на основании коллективных договоров. Этот перечень можно продолжить.

            Как отмечалось выше, ратифицированные международные договоры, наряду с общепризнанными международными принципами и нормами, включаются в состав правовой системы РФ. Однако очевидна и неоднородность вышеперечисленных источников международного права. Это отражается в первую очередь на правовом механизме их применения. Речь идет о применении названных источников международного права. Проблема их применения в значительной части решена в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» . В соответствии с этим Законом (ст. 5 п. 3) все международные договоры делятся на самоисполняющиеся и несамоисполняющиеся, последние требуют издания внутригосударственных актов для их применения. В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» особо подчеркивается, что при применении договорных норм международного права необходимо учитывать две ситуации. Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Именно в последнем случае и применяется процедура имплементации норм международных актов . Таким образом, механизм непосредственного применения международных договоров РФ в российской системе источников трудового права имеет дифференцированный правовой механизм реализации. Весьма созвучна такому подходу и позиция Международной организации труда. Этот вывод вытекает из содержания многих Конвенций и Рекомендаций МОТ. Так, при их внимательном прочтении мы зачастую будем сталкиваться с юридическими оборотами типа «каждая страна определяет характер и форму процедур. принимаются меры, соответствующие условиям страны», «национальное законодательство определяет в какой мере гарантии, предусмотренные Конвенцией, будут применяться», «заявление имеет силу, если оно оправдано уровнем развития страны» и т. д. В этой связи далеко не все Конвенции подлежат непосредственному и прямому применению.

            СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

            См.: Аметистов Э. М. Международное право и труд. Факторы имплементации международных норм о труде. М., 1982; Гавердовский А. С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980; Иванов С. А. Проблемы международного регулирования труда. М., 1964. С. 95 — 142; Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997; Патракеев С. Международные договоры о защите прав и свобод человека и гражданина в системе российского права // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 2 (51). С. 60 — 73; и др.

            Таким образом, прямому непосредственному применению подлежат только самоисполняющиеся международные договоры, не требующие для их применения принятия внутригосударственного нормативного акта. Проблему механизма прямого и непосредственного применения международных договоров можно считать в целом решенной. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие нормативные акты. Так, согласно ратифицированной Конвенции N 156 о трудящихся с семейными обязанностями (1981 г.) был принят Федеральный Закон от 30 апреля 1999 г. N 84-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», т. е. этот Закон обеспечил имплементацию международных норм в национальное законодательство.

            Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются необходимым минимумом социальных прав. Международно-правовые стандарты — это не максимум того, что требует международное сообщество от государства, а минимум того, что оно должно обеспечить своим гражданам. Но государство вправе повысить эту планку, конкретизировать, адаптировать международные стандарты социальных прав с учетом национальных условий. Именно в таком ключе следует определять правило о приоритете и непосредственном применении международно-правовых стандартов социальных прав.

            Особо отметим, что международные стандарты социально-обеспечительных прав являются генерализирующим, системообразующим фактором гармонизации (сближения) и унификации (приведения к единообразию) национальных систем социального законодательства в условиях глобализации экономики. Например, Конвенции МОТ являются основой для гармонизации национального социального законодательства, а принятые Европейским сообществом (ЕС) регламенты — типичный пример унификации национального социального законодательства стран ЕС, о чем речь пойдет подробнее далее.

            О соотношении международного права социального обеспечения и российского социально-обеспечительного законодательства. Коллизионными предписаниями, применительно к соотношению международных актов в сфере социального обеспечения и российского социально-обеспечительного законодательства, по нашему мнению, являются следующие коллизионные нормы:

            приоритет и прямое применение общепризнанных принципов и норм международного права, а равно международных договоров, не требующих имплементации, если они не ухудшают положения граждан по сравнению с российским законодательством о социальном обеспечении;

            общепризнанные принципы и нормы международного права социального обеспечения обладают более высокой юридической силой, чем нормы международных договоров, как в международном, так и в российском праве;

            нормы ратифицированных международных договоров обладают в национальном пространстве приоритетом применения.

            Юридическая сила международных источников права социального обеспечения связана с решением вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права. В теории советского права, до принятия действующей сегодня Конституции РФ, СССР относили к группе стран, где международные нормы не подлежали прямому и непосредственному применению, они должны были пройти специальное закрепление во внутригосударственном законодательстве (имплементация). Сейчас ситуация изменилась. Многие авторы со ссылкой на Конституцию РФ (ст. 15) утверждают, что вопрос о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. На конституционном уровне теперь закреплен принцип приоритета международных норм над внутригосударственными.

            Как уже отмечалось, в правовую систему РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Однако принцип приоритета провозглашен Конституцией РФ только в отношении международных норм, содержащихся в международных договорах РФ, и не распространяется, как следует из буквального толкования, на иные международные общепризнанные принципы и нормы. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами, применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). В этой части формулировка коллизионного нормативного предписания явно некорректна. В этой связи ряд теоретиков права полагают, что, в отличие от ратифицированных международных договоров, общепризнанные принципы и нормы международного права таким приоритетом как договоры не обладают, за исключением установленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17) общепризнанных принципов и норм, которые касаются прав и свобод человека . Между тем ограничительное толкование приоритета международно-правовых общепризнанных принципов и норм международного права не имеет под собой оснований, о чем заявил и Конституционный Суд РФ. В своем Определении от 3 июля 1997 г. N 87-О Конституционный Суд РФ отметил, что отсылочная норма Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) охватывает все формы международного права и по смыслу названной статьи, в случае, если обнаруживается, что какая-либо норма противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права или международным договорам Российской Федерации, при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов. Более того, общепризнанные принципы права социального обеспечения обеспечивают условия легализации в национальном законодательстве международных стандартов социальных прав. Таким образом, приоритет и прямое применение общепризнанных принципов и международных норм в сфере социального обеспечения в правовой системе Российской Федерации у нас не вызывает сомнений.

            См.: Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 66; и др.

            Таким образом, общепризнанные принципы подлежат прямому непосредственному применению. Они не требуют процедуры имплементации. В обоснование данной позиции приведем, по крайней мере, два аргумента. Во-первых, по нашему мнению, общепризнанные принципы международного права обладают более высокой юридической силой, чем международные договоры, как в международном, так и в российском трудовом праве. Это вывод вытекает из признаков, определяющих характеристики общепризнанных принципов международного права. Круг общепризнанных принципов международного права закрепляется в международных пактах, конвенциях и других документах, обязательных для государств-членов международных сообществ. В общепризнанные принципы включаются лишь те международные принципы, которые носят императивный характер. И во-вторых, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» подчеркнул, что неправильное применение судом не только норм международных договоров РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права является основанием к отмене или изменению судебного акта.

            В заключение следует хотя бы кратко остановиться еще на одном предназначении международных стандартов социальных прав. Мы солидарны с теми авторами, которые считают, что пробельность национального законодательства при разрешении судами конкретных дел может быть восполнена не аналогией закона или права, как это принято в правоприменительной практике, а прямым применением международных норм . Полагаем, что в такой роли будут выступать как общепризнанные принципы и нормы международного права, так и ратифицированные конвенции. Применение в порядке аналогии нератифицированных конвенций и рекомендаций вызывает у нас сомнение, хотя и предлагается некоторыми авторами .

            См.: Анишина В. И. Применение российскими судами международных трудовых норм. М., 2003. С. 14.

            Оцените статью:
            [Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий