Компенсационные выплаты за вырубку деревьев
от 29 декабря 2018 года N 1730
(с изменениями на 18 декабря 2020 года)
Информация об изменяющих документахДокумент с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 2164 (Официальный интернет-портал правовой информации www. pravo. gov. ru, 23.12.2020, N 0001202012230010).
2. Установить, что ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляется в соответствии с таксами и методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу:
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2018 года N 1730
Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства
1. Настоящий документ устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее — вред), включая таксы и методику возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, обращается в орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), или орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный лесной контроль, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств в счет возмещения вреда (далее — запрос).
3. Запрос должен содержать следующую информацию:
а) сведения о лице, причинившем вред:
фамилия, имя, отчество (при наличии), а также адрес места жительства — для граждан;
полное наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения — для юридического лица;
б) сведения о представителе лица, причинившего вред (при наличии);
в) реквизиты протокола об административном правонарушении, реквизиты постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
г) почтовый адрес для направления информации и телефон (при наличии).
4. К запросу прилагаются:
а) копия протокола об административном правонарушении, за исключением случая, когда указанный протокол составлен уполномоченным органом, или копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
б) документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени лица, причинившего вред (в случае подписания запроса представителем лица, причинившего вред).
5. Уполномоченный орган осуществляет расчет размера вреда в денежном выражении исходя из:
а) такс для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;
б) такс для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;
в) такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, согласно приложению N 3;
г) методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 4.
6. Запрос подается лично, через представителя либо направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.
7. Уполномоченный орган в течение 7 дней со дня получения запроса и прилагаемых к нему документов направляет по адресу, указанному в запросе, посредством почтового отправления с уведомлением о вручении:
а) запрошенную в соответствии с пунктом 2 настоящего документа информацию;
б) в случае, если запрос или прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящего, документа, — мотивированный отказ в предоставлении запрошенной в соответствии с пунктом 2 настоящего документа информации.
8. Добровольное возмещение вреда производится путем уплаты денежных средств на основании информации, предоставленной уполномоченным органом в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 настоящего документа, не позднее дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие совершения административного правонарушения, либо обвинительного приговора.
Приложение N 1
к особенностям возмещения вреда,
причиненного лесам и находящимся в них
природным объектам вследствие нарушения
лесного законодательства
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается
1. Незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан (в том числе в случае самовольной заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников):
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более
50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см
50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст хвойных пород
10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 16 см основной лесообразующей хвойной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст лиственных пород и каждая лиана
10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
Деревья, поврежденные до степени прекращения роста, — деревья с обломом вершины, сломом ствола, наклоном на 10 градусов и более, повреждением кроны на одну треть ее поверхности и более, обдиром коры на стволе, составляющим 10 и более процентов окружности ствола, а также с обдиром и обрывом скелета корней.
2. Повреждение, не влекущее прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более
10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см
10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст хвойных пород
10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 12 см основной хвойной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст лиственных пород и каждая лиана
10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 16 см основной лиственной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
3. Незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев
стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
4. Уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках
5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных сеянцев либо саженцев, — за каждый уничтоженный или поврежденный сеянец или саженец
Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, а также с уходом за ними до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных сеянцев или саженцев.
5. Уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста
5-кратный размер затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных лесных культур (лесные насаждения, созданные посевом или посадкой), молодняка
естественного происхождения и подроста, — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет
7-кратный размер затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций до возраста уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций, — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций в возрасте до 10 лет
в размере стоимости, установленной в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа, — за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте свыше 10 лет
Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста, а также уходом за ними до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста.
Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций, а также с уходом за ними до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций.
Приложение N 2
к особенностям возмещения вреда,
причиненного лесам и находящимся
в них природным объектам вследствие
нарушения лесного законодательства
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается
Субъект Российской Федерации
Таксы за единицу объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев (рублей за куб. м)
Таксы за один уничтоженный, поврежденный или срубленный кустарник (рублей)
при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев*
при повреждении, не влекущем прекращения роста деревьев
при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста кустарников
при повреждении, не влекущем прекращения роста кустарников
* Деревья, поврежденные до степени прекращения роста, — деревья с обломом вершины, сломом ствола, наклоном на 10 градусов и более, повреждением кроны на одну треть ее поверхности и более, обдиром коры на стволе, составляющим 10 и более процентов окружности ствола, а также с обдиром и обрывом скелета корней.
Разъяснения действующего законодательства РФ об охране лесных и иных зеленых насаждений
Статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Исходя из данной нормы, можно сказать, что Закон при решении вопроса об охране растительности поселений применил новый для экологического законодательства термин «зеленый фонд поселений».
В соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений. Дополнительно проектная документация должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
В случаях, если снос зеленых насаждений обусловлен отведением территории под строительство, необходимо соблюдать требования о запрете хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории, находящиеся в составе зеленого фонда, и препятствующей осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения — порубочного билета. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.
В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.
Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 N 2695-КЗ (ред. от 23.07.2015) «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» регулируется порядок оформления порубочного билета.
Так лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории муниципальных образований Краснодарского края, для которой требуется вырубка (уничтожение) зеленых насаждений, для получения порубочного билета подают в местную администрацию поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку, заявление о необходимости выдачи указанного билета. В заявлении указывается основание необходимости вырубки (уничтожения) зеленых насаждений.
К заявлению прилагаются: градостроительный план земельного участка; информация о сроке выполнения работ; банковские реквизиты заявителя; документы, подтверждающие необходимость производства работ, требующих вырубки (уничтожения) зеленых насаждений на определенном земельном участке.
Местная администрация поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает (в случае необходимости) дополнительные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия и производит расчет размера платы.
Местная администрация поселения, городского округа в соответствии с актом обследования по установленной форме, а также после внесения платы выдает заявителю порубочный билет в течение трех дней.
Процедура оформления порубочного билета осуществляется бесплатно.
Для устранения аварийных и других чрезвычайных ситуаций обрезка, вырубка (уничтожение) зеленых насаждений может производиться без оформления порубочного билета, который должен быть оформлен в течение пяти дней со дня окончания произведенных работ.
Если уничтожение зеленых насаждений связано с вырубкой аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников, с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций, субъект хозяйственной и иной деятельности освобождается от обязанности платы. Обо всех производимых работах по устранению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций организации, осуществляющие обрезку, вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, обязаны проинформировать местную администрацию поселения.
Основанием для санитарной рубки не являющихся сухостойными деревьев и кустарников является акт их обследования администрацией поселения с привлечением специалиста, обладающего необходимыми профессиональными знаниями.
Если вырубка или повреждение зеленых насаждений связаны с санитарной рубкой, санитарной, омолаживающей или формовочой обрезкой, субъект хозяйственной и иной деятельности освобождается.
Акты обследования зеленых насаждений, которые подлежат санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке, являются общедоступными и публикуются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Информирование жителей о проведении работ по санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений осуществляется путем установки информационного щита.
Основаниями для отказа в выдаче порубочного билета служат:
1) неполный состав сведений в заявлении и представленных документах;
2) наличие недостоверных данных в представленных документах;
3) особый статус зеленых насаждений, предполагаемых для вырубки (уничтожения):
а) объекты растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края, произрастающие в естественных условиях;
б) памятники историко-культурного наследия;
в) деревья, кустарники, лианы, имеющие историческую и эстетическую ценность как неотъемлемые элементы ландшафта;
4) отрицательное заключение комиссии по обследованию зеленых насаждений.
Уведомление об отказе в выдаче порубочного билета направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок после принятия такого решения с указанием причин отказа