Надзорная инстанция
Надзорная инстанция — это суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.
- Для гражданских дел
Обжалуются в Президиум Верховного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (гл. 41 ГПК РФ). - Для административных дел
Особый орган, уполномоченный осуществлять проверку судебных актов в порядке надзорного производства, — Президиум Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 332 КАС РФ). - Для уголовных дел
Существует 3 (три) этапа: Судебная коллегия, Президиум и Председатель. - Для арбитражных дел
Правила такого пересмотра закрепили в главе 36.1 АПК РФ. Надзорную жалобу по арбитражному делу в течение 3 месяцев с даты, когда спорный судебный акт вступил в силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ) направляют в Президиум Верховного суда РФ и только в случае, если прошел этап второй кассации в Судебной коллегии по экономическим спорам (ст. 308.1 АПК РФ), или сразу в ВС РФ по отдельным спорам в рамках банкротных дел.
История: развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Инстанция надзорная: общие сведения
Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:
- Коллегии (военные).
- Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
- Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.
Порядок рассмотрения
Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.
Процессуальные сроки
Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.
Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:
- в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
- в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
- в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено — 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
- в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
- в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).
Важный момент
Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:
- В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
- Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
- могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
- только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
- предмет пересмотра в порядке надзора — судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
- особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
- постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.
Полномочия суда надзорной инстанции
Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).
Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:
- сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
- сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
- аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
- оставить указанную жалобу без изучения по существу.
Надзорная инстанция в гражданском процессе
Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).
В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:
- акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
- акты апелляционной коллегии ВС РФ;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).
Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:
- содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
- жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
- был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
- была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
- при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).
По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.
Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.
- Кассационная инстанция.
- Апелляционная инстанция.
- Судебная инстанция.
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Получайте статьи почтойПрисылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Поделиться с друзьями
Прокурор разъясняет — Прокуратура Новосибирской области
Правом апелляционного обжалования не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции обладают истец, ответчик, третье лицо, законные представители сторон, прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, лицо, не являющееся стороной по делу, чьи права и обязанности были затронуты решением суда (ч. ч. 2, 3 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Подать апелляционную жалобу (представление) следует до момента вступления в законную силу решения суда. Общий процессуальный срок составляет один месяц со дня принятия решения в окончательной форме. При вынесении заочного решения срок начинает исчисляться по истечении семи дней со дня вручения копии этого решения не явившемуся в судебное заседание ответчику. Если дело было рассмотрено в упрощенном порядке, т. е. без вызова сторон, оно вступает в законную силу через пятнадцать дней.
Апелляционная жалоба (представление) рассматривается районным судом — на решения мировых судей; верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа — на решения районных судов; апелляционным судом общей юрисдикции — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.
Кассационная жалоба подается на вступившие в силу судебные постановления лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Правом принесения кассационного представления обладает Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.
Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции (первая стадия) и в Верховный Суд Российской Федерации (вторая стадия).
Кассационную жалобу (представление) следует подавать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Трехмесячный срок распространяется как на первую стадию кассационного обжалования, так и на вторую. Пропущенный срок возможно восстановить только в случае предоставления доказательств уважительности его пропуска.
Кассационная жалоба (представление) на первой стадии подается на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции — в кассационный суд общей юрисдикции.
На второй стадии кассационная жалоба (представление) подаются непосредственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерациина те же судебные постановления, если кассационная жалоба (представление) были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции; и на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ регламентированы основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, которыми являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Последние два основания являются причиной отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Полномочия надзорной инстанции принадлежат только Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.
В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, а также определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Надзорную жалобу в течение трех месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу могут податьлица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Надзорное представление могут принести только Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если надзорная инстанция установит, что оно нарушаетправа и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;единообразие в толковании и применении судами норм права.
Отдел по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
1 Изображения
Прямая ссылка на материал- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Новосибирской области
Прокуратура Новосибирской области
Дата публикации:3 декабря 2020, 11:01
Основания, порядок и сроки обжалования решений суда по гражданским делам
Правом апелляционного обжалования не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции обладают истец, ответчик, третье лицо, законные представители сторон, прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, лицо, не являющееся стороной по делу, чьи права и обязанности были затронуты решением суда (ч. ч. 2, 3 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Подать апелляционную жалобу (представление) следует до момента вступления в законную силу решения суда. Общий процессуальный срок составляет один месяц со дня принятия решения в окончательной форме. При вынесении заочного решения срок начинает исчисляться по истечении семи дней со дня вручения копии этого решения не явившемуся в судебное заседание ответчику. Если дело было рассмотрено в упрощенном порядке, т. е. без вызова сторон, оно вступает в законную силу через пятнадцать дней.
Апелляционная жалоба (представление) рассматривается районным судом — на решения мировых судей; верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа — на решения районных судов; апелляционным судом общей юрисдикции — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.
Кассационная жалоба подается на вступившие в силу судебные постановления лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Правом принесения кассационного представления обладает Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.
Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции (первая стадия) и в Верховный Суд Российской Федерации (вторая стадия).
Кассационную жалобу (представление) следует подавать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Трехмесячный срок распространяется как на первую стадию кассационного обжалования, так и на вторую. Пропущенный срок возможно восстановить только в случае предоставления доказательств уважительности его пропуска.
Кассационная жалоба (представление) на первой стадии подается на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции — в кассационный суд общей юрисдикции.
На второй стадии кассационная жалоба (представление) подаются непосредственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерациина те же судебные постановления, если кассационная жалоба (представление) были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции; и на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ регламентированы основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, которыми являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Последние два основания являются причиной отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Полномочия надзорной инстанции принадлежат только Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.
В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, а также определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Надзорную жалобу в течение трех месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу могут податьлица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями. Надзорное представление могут принести только Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если надзорная инстанция установит, что оно нарушаетправа и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;единообразие в толковании и применении судами норм права.
Отдел по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе
Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления (действующая редакция)
1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению заинтересованного лица.
Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.
4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
Статья 391.1 Статья 391.2 Статья 391.3 Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ] Скачать документ в форматеКомментарий к ст. 391.2 ГПК РФ
1. В положениях комментируемой статьи законодатель закрепил механизм реализации права на обращение в суд надзорной инстанции с надзорными жалобой, представлением и сроки реализации этого права. Положения ч. 1 комментируемой статьи ориентируют подателей надзорных жалобы, представления, куда следует обращаться с соответствующими жалобой, представлением. Учитывая, что единственной судебной инстанцией, уполномоченной на пересмотр судебных постановлений в порядке надзора, является Президиум Верховного Суда РФ, в целях реализации принципа процессуальной экономии надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.
Как следует из анализа комментируемой нормы и последующих статей рассматриваемой главы, регламентирующих порядок обращения в суд надзорной инстанции с надзорными жалобой, представлением, возбуждение надзорного производства в гражданском процессе никаким процессуальным актом не фиксируется. Данный вывод подтверждается и исследованиями ученых, предлагающих считать надзорное производство автоматически возбужденным через десять дней с момента поступления в суд надзорной жалобы, представления, если они не были возвращены. В связи с этим в науке процессуального права в целях унификации арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства и окончания дискуссии о времени возбуждения надзорного производства предлагается суду надзорной инстанции в гражданском процессе выносить определения о принятии надзорной жалобы (представления) .
См.: Миннегалиева Л. И. Возбуждение надзорного производства в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 10.
Процедура подачи надзорных представления, жалобы специально не регламентируется законодателем. В связи с этим представляется возможным применение общих правил обращения в суды общей юрисдикции, в т. ч. закрепленных и в ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ. Традиционным способом обращения в суд надзорной инстанции является подача надзорных жалоб, представлений на бумажных носителях. Между тем в связи с внедрением в гражданский процесс электронного документооборота в настоящее время у подателей надзорных жалобы, представления появилась возможность обращения в суд надзорной инстанции с надзорными жалобами, представлениями в виде электронных документов либо в виде электронных образов документов. Согласно Порядку подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденному Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. N 46-П, обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы. При подготовке к направлению документов в электронном виде в суд пользователем личного кабинета заполняется форма, размещенная на сайте Верховного Суда РФ (http://www. vsrf. ru/): указываются информация о заявителе, номера телефонов (мобильный, стационарный), номера факсов (при наличии), адреса электронной почты и другие требуемые сведения, указывается адресат обращения, выбирается вид обращения в суд, указываются его реквизиты и загружаются файлы подаваемых документов.
2. В нормах ч. 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает срок реализации права на обжалование судебных постановлений в порядке надзора. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в ряде определений, наличие законодательно закрепленных сроков, в пределах которых заинтересованные лица должны принять решение, обращаться ли в суд надзорной инстанции (с учетом возможности их восстановления при установлении судом уважительных причин), в системе действующего гражданского процессуального законодательства не может рассматриваться как препятствие для реализации права на обжалование в порядке надзора судебного постановления. Более того, неурегулированность данного вопроса приводила бы к неопределенности в спорных материальных правоотношениях и возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях .
См., например: Определения Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 2319-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бартовского Юрия Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 112, 376, 381, 391.1, 391.2 и 391.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», от 21 ноября 2013 г. N 1900-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чаляна Карена Рафики на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и др.
Таким образом, закрепленный в комментируемой норме трехмесячный срок для реализации права на подачу надзорных жалобы, представления в суд надзорной инстанции является гарантией определенности, стабильности правоотношений, обеспечивающих реализацию права на судебное обжалование в соответствии с установленными законодателем требованиями, и, как указал Европейский суд по правам человека, неопределенность, которая порождалась надзорным производством в ранее существовавшем виде , в новом кассационном производстве более не существует .
См.: решение Европейского суда по правам человека от 5 ноября 2009 г. по вопросу приемлемости жалобы N 29612/09 «Мартынец (Martynets) против России».
См. подробнее: решение Европейского суда по правам человека от 12 мая 2015 г. по вопросу приемлемости жалобы N 38951/13 «Роберт Михайлович Абрамян (Robert Mikhaylovich Abramyan) против Российской Федерации», жалобы N 59611/13 «Сергей Владимирович Якубовский (Sergey Vladimirovich Yakubovskiy) и Алексей Владимирович Якубовский (Aleksey Vladimirovich Yakubovskiy) против Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно гарантировано ст. 46 Конституции РФ, не предполагает возможность выбора гражданином по своему усмотрению конкретных форм и способов такой защиты, которые устанавливаются федеральным законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе осуществлять процессуальные действия в рамках защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в определенном порядке, в частности с соблюдением требований, предъявляемых при подаче надзорной жалобы .
См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 2284-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «РОШКОШ» на нарушение конституционных прав и свобод частью четвертой статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
3. В то же время, согласно позиции Конституционного Суда РФ, наличие законодательно установленного срока, в пределах которого заинтересованные лица должны принять решение об обращении в суд с целью обжалования судебного постановления, не может рассматриваться как препятствие для реализации ими права на обжалование такого акта. Если лица не имеют возможности реализовать свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок по уважительным причинам, гарантией для них выступает институт восстановления процессуальных сроков .
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 2430-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Варламова Олега Михайловича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 167 и частью второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
С 30 июля 2017 г. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 260-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. ч. 3 и 4, расширяющими возможности подателей надзорных жалоб, представлений на обращение в суд надзорной инстанции. В отличие от ранее действовавшего законодательства, требующего от подателей надзорных жалоб, представлений, пропустивших срок обращения в суд надзорной инстанции, обращения в суд первой инстанции с заявлением о восстановлении такого процессуального срока, комментируемые положения значительно упростили эту процедуру. Согласно ч. 3 комментируемой статьи заинтересованное лицо, подавая надзорную жалобу, представление непосредственно в Верховный Суд РФ, вправе одновременно заявить просьбу о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления.
Следует обратить внимание, что указанная норма начала действовать с даты официального опубликования Федерального закона, т. е. с 30 июля 2017 г. В судебной практике возникали вопросы в связи с применением указанной нормы ранее обозначенной даты.
Пример: 26 июля 2017 г. от истца А. поступило заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы на Определение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 12 октября 2016 г., Апелляционное определение Московского городского суда от 12 января 2017 г.
Определением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 20 октября 2017 г. производство по рассмотрению заявления А. о восстановлении пропущенного процессуального срока кассационного обжалования прекращено. Прекращая производство по заявлению А. о восстановлении пропущенного процессуального срока кассационного обжалования, поданному 26 июля 2017 г., суд первой инстанции исходил из того, что он не вправе рассматривать заявление о восстановлении процессуального срока подачи кассационной жалобы в судебную коллегию Верховного Суда РФ, при этом руководствовался положениями ч. 4 ст. 112 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 260-ФЗ.
А. обратился в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда с просьбой указанное Определение отменить. Московский городской суд, проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы частной жалобы, счел обжалуемое Определение подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 260-ФЗ данный Федеральный закон вступает в законную силу со дня его официального опубликования. Официальное опубликование произведено на официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo. gov. ru 30 июля 2017 г.
Учитывая, что законодателем не оговорено, что положения, установленные Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 260-ФЗ, могут применяться к правоотношениям, возникшим до его вступления в законную силу, оснований для его применения по заявленным требованиям А. о восстановлении пропущенного процессуального срока на кассационное обжалование от 26 июля 2017 г. у суда первой инстанции не имелось.
Также судом первой инстанции при разрешении ходатайства А. исчисление процессуальных сроков не было произведено.
Неправильное применение Закона, не подлежащего применению, неверное исчисление судом срока кассационного обжалования и, как следствие, неверный вывод суда относительно прекращения производства по рассмотрению заявления А. о восстановлении пропущенного процессуального срока кассационного обжалования лишило ее возможности своевременно обжаловать судебные постановления в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, что привело к лишению ее права на доступ к правосудию, гарантированного Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах обжалованное Определение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно было отменено (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 8 декабря 2017 г. по делу N 33-49499/2017).
Законодатель в комментируемой норме не только предоставляет заинтересованным лицам такую возможность, но и устанавливает общие правила рассмотрения таких заявлений судьей Верховного Суда РФ.
Во-первых, такие заявления рассматриваются в судебном заседании судьей Верховного Суда РФ единолично. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что единоличное рассмотрение судьей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока не нарушает прав и законных интересов граждан, поскольку при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока суд не рассматривает повторно гражданское дело и не проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции .
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 125-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Борисова Юрия Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 16, 17, 20 и 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Во-вторых, заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, в отличие от общих правил, установленных ст. 112 ГПК РФ, рассматривается судьей Верховного Суда РФ не только в отсутствие лиц, участвующих в деле, но даже и без их извещения. Рассматриваемые законоположения, как было указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона N 1134278-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании процедуры рассмотрения гражданских дел), направлены на реализацию принципа процессуальной экономии в гражданском процессе и нацелены на повышение эффективности правосудия. Кроме того, указанные изменения призваны унифицировать процессуальное законодательство, применяемое судами общей юрисдикции при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства, административного судопроизводства и при рассмотрении дел арбитражными судами.
Результатом рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, как указано в комментируемой норме, является определение судьи Верховного Суда РФ о восстановлении такого срока либо отказе в этом.
4. При этом действующее процессуальное законодательство предусматривает возможность восстановления пропущенного процессуального срока при наличии причин пропуска этого срока, признанных судом уважительными. Положения ч. 4 ст. 112 ГПК РФ, как отмечал Конституционный Суд РФ в своих определениях, не предполагают произвольного применения содержащихся в ней положений и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока лицам, участвующим в деле, решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения. При этом гарантией объективного и беспристрастного рассмотрения судом вопроса о восстановлении срока является процедура обжалования определения суда о восстановлении процессуального срока или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока .
См.: Определения Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. N 969-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав частями первой и четвертой ст. 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», от 25 октября 2016 г. N 2284-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «РОШКОШ» на нарушение конституционных прав и свобод частью четвертой статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое). Исходя из анализа судебной практики, к уважительным причинам пропуска процессуального срока можно отнести те обстоятельства, которые препятствовали исполнению соответствующего процессуального действия или исключали его своевременное совершение. При этом уважительными причинами могут быть признаны не только обстоятельства, относящиеся к личности, такие как тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п., но и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать право на обжалование судебного постановления в установленный законом срок, в частности несоблюдение судом установленных законом правил, касающихся направлений судебных извещений и копий судебных актов лицам, участвующим в деле, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи жалобы в установленный для этого срок. В частности, к таким обстоятельствам могут относиться в том числе промежутки времени, затраченные на вручение заявителю обжалуемого судебного акта после его вынесения, на пересылку надзорной жалобы организацией почтовой связи в суд с момента ее сдачи в отделение почтовой связи, а также на вручение заявителю копии вынесенного по результатам рассмотрения такой надзорной жалобы судебного акта с момента его вынесения, поскольку заявитель до получения судебного акта не имеет возможности ознакомиться с его содержанием и представить в вышестоящую судебную инстанцию необходимые для обжалования судебных постановлений документы. При этом суд также должен учитывать и необходимость наличия разумного срока для ознакомления с судебным актом лица, получившего его, а также для подготовки документов (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 36-КГ16-11, от 10 октября 2016 г. N 34-КГ16-10).
Важным моментом в реализации права на восстановление пропущенного процессуального срока также является тот факт, что такие обстоятельства (относящиеся к личности заявителя, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд) имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела и оценки представленных сторонами доказательств. Следовательно, при наличии уважительных причин пропуска установленного комментируемой нормой трехмесячного срока на обжалование судебных постановлений в порядке надзора и обращении в суд с просьбой о восстановлении пропущенного процессуального срока указанный срок может быть восстановлен.
Пример: Решением Холмского городского суда Сахалинской области, оставленным без изменения Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда, А. было отказано в удовлетворении исковых требований к ООО «Сахалин-Шельф-Сервис».
А. подала надзорную жалобу на указанные судебные постановления в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, которая была возвращена заявителю без рассмотрения по существу в связи с пропуском установленного законом срока для подачи надзорной жалобы. В Определении было разъяснено, что истец вправе обратиться в суд, рассмотревший дело по первой инстанции, с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока, указав при этом уважительные причины пропуска установленного законом срока.
В связи с указанным А. обратилась в суд первой инстанции с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу надзорной жалобы, ссылаясь на то, что была лишена возможности своевременно обжаловать указанные выше судебные постановления по уважительным причинам. Определением суда первой инстанции заявление А. оставлено без удовлетворения, а причины пропуска признаны неуважительными. Данное Определение было оставлено без изменения судом кассационной инстанции, однако им было указано на ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске А. срока на подачу надзорной жалобы. При этом кассационная инстанция пришла к выводу о том, что А. не пропущен срок на подачу надзорной жалобы, в связи с чем основания для его восстановления отсутствуют. На указанные судебные постановления А. была подана надзорная жалоба.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку выводы судов первой и второй инстанций основаны на неправильном применении норм процессуального права и фактически лишают А. права на гарантированный Конституцией РФ доступ к правосудию, а также возможности восстановить нарушенное право. Отменяя указанные выше судебные постановления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, принимая во внимание незначительный период пропуска срока на подачу надзорной жалобы (с учетом праздничных дней и времени прохождения почтовой корреспонденции), а также недопустимость установления чрезмерных правовых и практических преград в доступе к правосудию, посчитала возможным восстановить А. процессуальный срок для подачи кассационной жалобы (см. Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2015 г. N 64-КГ14-10).
Следует отметить, что исключением из определенного комментируемой нормой трехмесячного срока, предоставленного для надзорного обжалования, являются положения, установленные ст. 391.11 ГПК РФ (см. п. 4 комментария к указанной статье).
5. Еще одной гарантией реализации права на обращение в суд надзорной инстанции за пределами срока подачи надзорных жалобы, представления, одновременно служащей целям процессуальной экономии, является нововведение, закрепленное в ч. 4 комментируемой статьи. Вышеуказанным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 260-ФЗ установлен иной, в отличие от ранее действовавшего, механизм обжалования определения судьи Верховного Суда РФ о восстановлении пропущенного срока или об отказе в его восстановлении. В комментируемой норме право отмены определений судьи Верховного Суда РФ о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в восстановлении такого срока предоставлено Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю.
В рассматриваемой норме законодатель, закрепив это важное полномочие за высшими должностными лицами Верховного Суда РФ, не определил порядок обращения с жалобой на определение судьи Верховного Суда РФ о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, равно как и порядок рассмотрения такой жалобы. Как представляется, право на обжалование определения о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления принадлежит заинтересованному лицу, которому в восстановлении процессуального срока отказано. Однако формулировка, используемая законодателем в комментируемой норме, «вправе не согласиться», как представляется, предполагает и инициативу со стороны Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, в частности и в отношении определения, которым срок на подачу надзорных жалобы, представления восстановлен.
С учетом того что законодатель не устанавливает каких-либо особых правил рассмотрения жалобы на определение о восстановлении пропущенного процессуального срока (об отказе в восстановлении), представляется, что Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель единолично рассматривают такие жалобы без извещения заинтересованных лиц и без их участия. Результатом рассмотрения является определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
Исходя из того что пересмотр Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем определения судьи Верховного Суда РФ о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления (об отказе в восстановлении) является последней установленной законодателем возможностью восстановления пропущенного процессуального срока, определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении, вынесенные Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем, обжалованию не подлежат и являются окончательными.
Источник комментария:«КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ IV «ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ» ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»