Кто может воспользоваться льготой «дети войны»?
Особый ажиотаж, в частности, вызвала новость о ежемесячной социальной выплате «детям войны», то есть москвичам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года (такая льгота действует только в отдельных регионах, включая столицу! — Ред.).
Фото: Мир новостей Мир новостейМногие пенсионеры указанной возрастной категории, не вдаваясь в детали, стали обращаться за назначением такой льготы, но получали от ворот поворот. И вот почему.
Напомним: в постановлении правительства Москвы от 17 декабря 2019 года №1753-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года №1005-ПП» к подпадающим под статус «дети войны» отнесены «лица, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года».
Именно в таком «усеченном» виде важный документ и начал свое шествие в информационном пространстве. Хотя у него имеется и вторая часть, именуемая Приложением к постановлению. В нем-то (разумеется, мелким шрифтом) и прописано уточнение, которое расставляет все точки над «i»:
«Пенсионерам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года, ежемесячная выплата назначается при условии, что они не относятся к категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются ежемесячные денежные выплаты или в соответствии с законом города Москвы устанавливается ежемесячная городская денежная выплата».
В этой приписке и скрыта вся интрига рожденного (видимо, в муках) постановления. Проще говоря, выплата «детям войны» назначается при условии, что граждане, относящиеся к данной категории, не имеют других ежемесячных выплат (льгот). Но почему нельзя было сформулировать эту мысль одним предложением в самом начале документа, а не прятать ее подальше от старческих глаз?
Другими словами, готовясь к 75-летию Победы, доблестные чиновники торопились осчастливить ветеранов Москвы новой льготой. Но совсем забыли об информационной составляющей документа — его четкости и ясности. Чем, как мы уже сообщали, не преминули воспользоваться мошенники всех мастей, предлагая за определенную сумму быстро оформить установленную льготу.
И еще одно вынужденное пояснение. Подготовить материал «Новые сценарии мошенников» нас подтолкнул сюжет на аналогичную тему одного из ведущих федеральных каналов ТВ. Завершая свой репортаж, тележурналист высказал мнение о том, что подобные проблемы можно быстро решить в любом МФЦ (многофункциональном центре).
К сожалению, он ввел зрителей (и нас в том числе) в заблуждение — такой вид услуги МФЦ не оказывает. Хотя почему бы нет?! Учитывая положительный опыт, накопленный МФЦ за несколько лет работы, можно уверенно заявить, что с оформлением льготы «Дети войны» сотрудники центров справлялись бы так же профессионально, как и со всеми другими поставленными перед ними задачами.
Вот, оказывается, как все просто. За оформление льготы «Дети войны» отвечают отделы соцзащиты населения по месту жительства. Причем потенциальным получателям этой доплаты задачу упростили донельзя — им никуда не надо идти и никаких заявлений писать не надо, ибо льгота, как подчеркивается в постановлении, оформляется отделами соцзащиты автоматически на основании имеющихся у них личных сведений.
Впрочем, эти же отделы призывают пенсионеров, если у них все же возникают какие-то неразрешимые вопросы, обращаться к ним напрямую за помощью с обещанием все недостающие сведения выяснить во время личного приема.
Но так ли все делается на самом деле? И сколько «детей войны» из 80 тысяч человек (такая цифра имеющих право на эту льготу называется в печати) уже начали получать с 1 января 2020 года объявленную льготу?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ближайших номерах газеты. Кроме того, мы призываем читателей из других регионов России, где действует такая льгота, написать нам, выплачиваются ли «детям войны» и на каких условиях аналогичные пособия. Ждем ваших комментариев!
Какие льготы имеют дети войны?
Вносится депутатом
Государственной Думы
А. В.Скочем
О государственной социальной помощи детям войны
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи Закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации, чье детство совпало с годами Второй мировой войны.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
ребенок войны — лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, которому на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было меньше 18 лет;
государственная социальная помощь — предоставление детям войны социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Законодательство о государственной социальной помощи детям войны
Законодательство о государственной социальной помощи детям войны состоит из настоящего Федерального закона Федерального закона «О государственной социальной помощи» и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Финансирование закона
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки и набор социальных услуг, установленные статьей 6 и подпунктами 1, 5, 9 и 10 пункта первого и пункта второго статьи 7 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые подпунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9 и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области оказания г
осударственной социальной помощи
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи детям войны, в соответствии с целями, установленными настоящим федеральным законом, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Государственная социальная помощь детям войны
Статья 6. Набор социальных услуг
1. В состав предоставляемого детям войны набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статья 7. Меры социальной поддержки
1. Детям войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей;
3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
4) преимущественное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
5) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
6) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
7) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Это доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
8) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
9) оплата в размере 75% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в переделах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 75% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 75% со стоимости топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
2. Детям войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Детям войны выдаются специальные удостоверения. Этот документ дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента его предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Статья 8. О дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего федерального закона.
Глава 3. Заключительные и переходные положения
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его опубликования.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2008 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О государственной социальной
помощи детям войн»
Проект федерального закона «О государственной социальной помощи детям войны» подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны.
Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы.
В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан, которое кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования.
Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны.
В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
Для этой категории лиц проектом федерального закона предусмотрен следующий набор социальных услуг: бесплатное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача; предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
Законопроектом так же предусмотрены меры социальной поддержки детей войны, к которым относятся
— ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей, которая ежегодно будет индексироваться исходя из уровня инфляции;
— 25 процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг;
— внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.
Законопроектом предлагается сохранить за детьми войны право обслуживаться в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Дети войны, в случае принятия названного федерального закона, получат право преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов,
Детям войны, признанным инвалидами, дополнительно, проектом закона, предлагается предоставить право ежегодно бесплатно проходить диспансеризацию в больницах и поликлиниках.
Проектом федерального закона предусмотрено, что детям войны будут выдаваться специальные удостоверения определенного образца, только при предъявлении которых возможно будет воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными проектом федерального закона.
Законопроектом предоставлено право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления принимать дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий детей войны.
Важность принятия названного федерального закона очевидна. Это не только законодательное закрепление гарантированной социальной защиты этой категории граждан, но и проявление элементарного уважения к тем, кого война лишила детства, юности, родителей, возможности учиться. Кто в 12-14 лет уже стоял за станком или садился за руль трактора, что бы восстановить промышленность и сельское хозяйство страны.
На N САВ-374 от 25 декабря 2006 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона «О государственной социальной
помощи детям войны», вносимый в Государственную думу
депутатом Государственной думы А. В.Скочем
В соответствии с частью З статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования. Законопроектом предлагается, начиная с 1 января 2008 г., установить для граждан Российской Федерации, которым на время окончания Второй Мировой войны было менее 18 лет (дети войны), за счет средств федерального бюджета меры государственной социальной помощи и меры социальной поддержки, в частности, обеспечение жильем, оплату в размере 75 процентов жилищнокоммунальных услуг (в том числе членам семей, совместно с ними проживающим), предоставление набора социальных услуг, а также отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей.
Законопроектом предлагается в рамках оказания государственной социальной помощи осуществить урегулирование вопросов предоставления детям войны мер социальной поддержки. Однако законопроектом государственная социальная помощь определяется только как предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. По оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется дополнительно 81,7 млрд. рублей в год. Однако в финансово — экономическом обосновании законопроекта оценка затрат федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей войны занижена, поскольку отсутствуют необходимые расчеты о потребности в финансовых средствах на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте и другие социальные услуги. Принятие проекта федерального закона приведет к увеличению расходов федерального бюджета. В этой связи следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Данный законопроект таких норм не содержит. Законопроектом также предусматривается осуществлять финансирование ряда мер социальной поддержки детям войны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которым не допускается включение в принимаемые федеральные законы положений, которыми опредезыются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А. Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка
Льготы детям войны
Государство предлагает различные преимущества и льготы гражданам, которые жили в СССР во время военных действий. К категории «дети войны» относятся люди, родившиеся в промежуток между 22 июня 1928 года и 3 сентября 1945-го.
Для получения социальных льгот человеку нужно предоставить документы, которые подтвердят, что он жил на территории СССР в 1941–1945 годах. Помощь не положена гражданам, которые в это время были в тюрьме.
Но если человека осудили по политической статье, а потом реабилитировали, то как быть? Или если он выезжал из страны, а потом возвращался? Спорные вопросы помогут решить только профессиональные юристы.
Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете С этим вопросом могут помочь 74 юристов на RTIGER. com Решить вопрос >Кого можно отнести к детям войны
В законодательстве РФ нет статуса «дети войны», а есть понятие ветерана Великой Отечественной Войны (№5-ФЗ от 12. 03.1995 г.) труженика или участника ВОВ. К этим людям относятся и те, кто работал в тылу, в том числе дети и подростки. Нормативный акт о детях войны давно подготовлен, но не утвержден — в связи с нехваткой бюджетных средств, необходимых для облегчения жизни таких граждан.
Инициаторы проекта закона предложили разработать документ, удостоверяющий статус детей войны. А преференции будут приравнены к материальной помощи ветеранам ВОВ. Но в различных регионах и даты рождения, и преференции гражданам, пережившим войну, могут быть разными.
Основаниями для предоставления помощи государство считает тяжелое довоенное время, когда люди испытывали голод и страдания, потеряли близких. Неважно, участвовали ли они в военных действиях, главное — их нахождение на территории, оккупированной фашистами. Старость таких людей власти стараются сделать достойной, чтобы они не испытывали нужды и голода в наше время.
Республика, в которой проживали дети войны, не имеет значения — главное, что они были прописаны в СССР.
По статистике, свыше 20 тысяч советских подростков были членами партизанских отрядов, действовали в тылу врага, были разведчиками и диверсантами, подрывали вражеские поезда. Но даже если они ни в чем подобном не участвовали, им всем положены преференции и льготы от государства. Статус детей войны могут получить все, кто родился в обозначенный период и жил в СССР.
Виды льгот и помощи детям войны
Законопроект о преференциях для детей войны рассматривается властями с 1 января 2006 года, но до сих пор не утвержден и не подписан президентом. Однако его утвердили в некоторых районах России, где с этого времени участники войны пользуются положенными им преференциями.
В стране вопросы соцльгот для детей войны изложены в законопроектах 1027136-6, 1050228-6, 4029-7, 4047-7 и 427810-4. Все эти документы, по сути, почти идентичны, в них говорится о статусе детей войны или о льготах. Законопроекты рассмотрены спикерами парламента и внесены на рассмотрение в Думу. Но ни один не утвержден, хотя каждый год депутаты пересматривают их, добавляют или исключают какие-то пункты.
В регионах помощь детям войны оказывают в самых разных областях: начиная с бесплатного проезда и заканчивая протезированием зубов. О том, что можно получить надбавки и скидки, граждан должны известить работники социальных служб.
Однако действующие в регионе коммерческие компании могут по своей инициативе ввести преференции для таких людей. Например, службы коммунального хозяйства снижают цену на газ или воду.
В числе материальной помощи:
- единовременные или ежегодные надбавки к пенсиям;
- скидки на оплату ЖКУ (от 30 до 50 процентов);
- бесплатные лекарства (везде список разный);
- бесплатное (или льготное) передвижение в муниципальном транспорте;
- обслуживание в поликлиниках и госструктурах вне очереди;
- лечение в здравницах за счет государства;
- отсутствие платы за капитальный ремонт.
Есть регионы, где детям войны бесплатно протезируют зубы, дают деньги и подарки на государственные праздники, предоставляют льготы при покупке ж/д — и авиабилетов.
В основном перечень льготных услуг во всех районах почти одинаковый, разница только в процентах скидок или в их наличии/отсутствии. То есть в одном районе предлагают бесплатный отдых в здравнице, в другом нет. Где-то скидка на лекарства составляет 50 процентов, где-то медикаменты вообще выдаются бесплатно (по специальному рецепту).
Какие льготы выплачивают в регионах
Во всех областях, узаконивших льготы, помощь оказывают в разной степени. К сожалению, в связи с дефицитом бюджета она обычно минимальна. На данный момент доступна следующая информация:
- В Амурской области люди, пережившие войну, получают от властей дополнительно 600 рублей и ездят в санатории за счет государства.
- В Белгородской таким людям доплачивают 500 рублей к пенсии, оплачивают городскую телефонную связь и предоставляют место в доме престарелых без очереди.
- В Пензенской доплачивают к пенсии сумму, необходимую для прожиточного минимума, если она в два раза меньше него. Предоставляют также скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг.
- В Красноярском крае добавляют 500 рублей к пенсии и выплачивают 1 тысячу ко Дню Победы.
- В Санкт-Петербурге выплата равняется 3 тысячам рублей, а для инвалидов и ветеранов ВОВ — 7 тысячам.
В России насчитывается всего 19 регионов, которые законодательно утвердили список льгот для детей войны. Важно, что на территории этих областей практически все пожилые люди, пережившие ВОВ, обеспечены продуктами и одеждой, а также могут купить лекарства по скидке (или бесплатно). Кроме того, на погребение этих людей их родственникам выделяются пособия.
Как оформить и получить льготы детям войны
Чтобы оформить льготные услуги, ветераны или их родные (с заверенной доверенностью) могут обратиться в отдел социальной защиты региона, где они прописаны. С собой нужно иметь только паспорт. В соцслужбах есть специальные бланки заявления, которые следует заполнить. Если самостоятельно это сделать не получится, может помочь работник службы. Гражданину останется только подписать документ.
Следующим шагом будет посещение контор, которые оказывают услуги и предлагают скидки. Так, в регионе, где ветеранам снижают стоимость теплоснабжения, придется связаться со службами ЖКХ. Дети ветеранов могут узнать всю информацию и оформить преференции своим престарелым родителям.
При оформлении удостоверения граждане должны выбрать один из критериев: если человек одновременно является инвалидом ВОВ и ребенком ВОВ, он может получить только один документ.
Лучше всего поинтересоваться, какие виды помощи и за что положены, а потом уже решить. Время идет, количество детей войны с каждым годом уменьшается. Так что неизвестно, пригодится ли этим людям закон, утвержденный Думой, например, через 10 лет.
Остались вопросы? Юристы помогут. Кликните и подберите лучшихПоручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Юристы сделают всё за вас.