Действие норм права социального обеспечения

4.3. Действие источников права социального обеспечения

В теории права принято говорить о действии нормативных актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие источников права социального обеспечения в пространстве обусловлено тем органом, который их издает: акты федеральных органов действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов субъектов Федерации – на территории соответствующего субъекта, локальные акты – в рамках отдельной организации. Межрегиональные коллективные соглашения действуют на территории нескольких субъектов Федерации. Некоторые нормативные акты действуют в отдельных регионах и местностях, непосредственно в них указанных. Например, Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает особенности пенсионного обеспечения для лиц, проживающих в указанных районах.

Действие источников права социального обеспечения во времени заключается в том, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы, с отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Однако в случаях, прямо предусмотренных нормативным актом, действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы права социального обеспечения, может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

Кроме того, необходимо помнить о том, что в сфере права социального обеспечения есть нормативные акты, относящиеся еще к союзному законодательству, продолжающие действовать на территории России. Это в основном постановления Совета Министров СССР, в том числе совместные с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Указанные акты сохраняют свое действие по решению Правительства РФ, а иногда и без такого решения, на основании сложившейся практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

Что касается действия источников права социального обеспечения по кругу лиц, то необходимо отметить, что в данной отрасли права существует большая субъектная дифференциация. По данному критерию выделяют акты, которые распространяются на граждан, имеющих детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, детей и подростков, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понятие и виды источников права социального обеспечения

Понятие «источник права» в теории принято рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под источниками права понимают материальные условия жизни общества (источники права в материальном смысле). Во-вторых, понятие источника права связывают с непосредственной деятельностью органов, уполномоченных государством по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов (источники права в формальном или юридическом смысле).

Таким образом, под источниками права социального обеспечения следует понимать совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Одной из особенностей источников права социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, как это принято во многих отраслях российского права (ГК РФ, УК РФ, ТК РФ и т. д.).

Необходимо отметить, что в науке права социального обеспечения уже давно высказываются мнения о необходимости создания отраслевого кодекса. Так, Е. Е. Мачульская не только обосновала необходимость разработки такого кодекса, но и разработала примерную структуру кодекса социального обеспечения (КСО) РФ [1] .

На сегодняшний день рассматриваются два варианта кодификации законодательства о социальном обеспечении. Первая группа авторов предлагает провести поэтапную систематизацию источников права социального обеспечения по отдельным видам социального обеспечения [2] . Другие авторы говорят о единой отраслевой кодификации законодательства о социальном обеспечении в форме федерального кодекса социального обеспечения, позволяющей совместить оптимальную централизацию правового регулирования с правовой определенностью и прямым действием отраслевых норм [3] .

Не отрицая значения единой отраслевой кодификации, можно предположить, что при отсутствии опыта подобной работы этот процесс затянется на годы, а учитывая хаотичные изменения законодательства о социальном обеспечении, эта работа, возможно, не приведет к ожидаемому результату. Поэтапная (частичная) кодификация законодательства о социальном обеспечении предпочтительнее. Поэтому правы, на наш взгляд, те авторы, которые считают, что для того, чтобы отдельные кодексы или консолидированные законы можно было впоследствии объединить в единый нормативно-правовой акт, необходимо до их принятия разработать Концепцию кодификации законодательства о социальном обеспечении, которая определит ее направления, цели, принципы, сроки осуществления каждого этапа [4] .

Поскольку отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, на сегодняшний день в нашей стране действует достаточно большой (и динамично изменяющийся) комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать на виды по различным основаниям.

Традиционно классификация нормативных актов проводится по следующим критериям: но юридической силе; но органу, принимающему нормативный акт; по сфере действия (международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные); по форме нормативного акта; по правовым институтам данной отрасли права [5] ; по сроку действия; но кругу лиц, на которых распространяется действие нормативных актов. Некоторые авторы выделяют и такое основание для классификации, как источники финансирования тех или иных видов социального обеспечения [6] . С. И. Кобзева называет также следующие классификации: по предмету регулирования — акты общего характера и относящиеся к отдельным институтам; по содержанию — отраслевые и комплексные; по действию источников во времени — акты временного характера (где время окончания действия акта определяется конкретной датой либо наступившим событием) и акты с неопределенным сроком действия [7] .

По юридической силе нормативные акты принято делить на законы и подзаконные акты. Законы в свою очередь бывают конституционные, кодифицированные и текущие. Кроме того, законы могут приниматься не только на уровне Российской Федерации в целом, но и отдельными ее субъектами. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными актами.

Основным законом и базой всего текущего законодательства в нашей стране является Конституция РФ, закрепляющая основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме того, права граждан в сфере социального обеспечения закреплены в отдельных статьях Конституции РФ (ст. 38, 39, 41, 46).

Статья 15 Конституции РФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К этой группе источников права социального обеспечения относятся различные международные социальные хартии, декларации, пакты, а также конвенции и рекомендации МОТ, международные договоры РФ, в том числе договоры государств — членов СНГ.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсии, пособия, социальное обслуживание и т. д.).

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения, инструкции различных министерств и ведомств (Минздрав России, ПФР, отраслевых министерств и ведомств и т. д.).

В зависимости от органов, принимающих нормативные акты, источники нрава социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и акты, принимаемые субъектами социального партнерства на разных уровнях (федеральные, региональные, территориальные, отраслевые соглашения и коллективные договоры).

По содержанию нормативные акты могут быть подразделены па отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие акты, нормы которых регулируют общественные отношение преимущественно в сфере социального обеспечения. Это, например, законы о пенсионном обеспечении, социальных пособиях, социальном обслуживании. В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Например, нормы Законов РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового и других отраслей права.

Действие источников права социального обеспечения

В теории права принято говорить о действии нормативных актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие источников права социального обеспечения в пространстве обусловлено тем органом, который их издает: акты федеральных органов действуют на всей территории РФ, акты органов субъектов РФ — на территории соответствующего субъекта, локальные акты — в рамках отдельной организации. Межрегиональные коллективные соглашения действуют на территории нескольких субъектов РФ. Некоторые нормативные акты действуют в отдельных регионах и местностях, непосредственно в них указанных. Например, Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает особенности пенсионного обеспечения для лиц, проживающих в указанных районах.

Действие источников права социального обеспечения во времени заключается в том, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, прекращает свое действие в связи: с истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Однако в случаях, прямо предусмотренных нормативным актом, действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы права социального обеспечения, может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

Кроме того, необходимо помнить о том, что в сфере права социального обеспечения есть и нормативные акты, относящиеся еще к союзному законодательству, продолжающие действовать на территории России. Это в основном постановления Совета Министров СССР, в том числе совместные с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС). Указанные акты сохраняют свое действие по решению Правительства РФ, а иногда и без такого решения, на основании сложившейся практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

Что касается действия источников права социального обеспечения по кругу лиц, то необходимо отметить, что в данной отрасли права существует большая субъектная дифференциация. По данному критерию выделяют акты, которые распространяются на граждан, имеющих детей; инвалидов; граждан пожилого возраста; детей и подростков; военнослужащих; беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.

  • [1] См.: Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 123-142.
  • [2] См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 106-110; Кобзева С. И. Источники нрава социального обеспечения России. М., 2009. С. 261.
  • [3] См.: Васильева К). В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. М., 2009. С. 7-51.
  • [4] См.: Гусева Т. С. Значение законодательства о социальных выплатах в системе законодательства о социальном обеспечении и пути его совершенствования // Современное состояние законодательства и науки трудового права и нрава социального обеспечения: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2010. С. 570.
  • [5] См.: Право социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова. С. 86; Манильская Е. Е., Горбачева Ж. Л. Указ. соч. С. 59.
  • [6] См.: Захаров М. JI., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 131.
  • [7] См.: Кобзева С. И. Указ. соч. М., 2009.

2. Особенности действия источников права социального обеспечения.

В теории права принято говорить о действии нормативных актов в пространстве, времени и по кругу лиц.

Действие источников права социального обеспечения в простран­стве обусловлено тем органом, который их издает: акты федераль­ных органов действуют на всей территории РФ, акты органов субъек­тов РФ — на территории соответствующего субъекта, локальные акты — в рамках отдельной организации. Территориальные коллек­тивные соглашения действуют на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Некоторые нормативные акты действуют в отдельных регионах и местностях, непосредственно в них указан­ных. Например, Закон РФ «О государственных гарантиях и компен­сациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 48 устанавливает особен­ности пенсионного обеспечения для лиц, проживающих в указан­ных районах.

Действие источников права социального обеспечения во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем поря­док введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы права социального обеспечения, прекращает свое действие в связи с:

  • истечением срока его действия;
  • вступлением в силу другого акта равной или высшей юриди­ческой силы;
  • отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
  1. Что понимают под источниками права в широком и узком смысле?
  1. Дайте определение понятия источников права социального обеспе­чения и назовите критерии для их классификации.
  1. Охарактеризуйте источники права социального обеспечения по юри­дической силе.
  2. Как в Конституции РФ регулируются вопросы социального обеспе­чения населения?
  3. Какие международно-правовые акты регулируют отношения по со­циальному обеспечению.
  4. Назовите основные законы РФ в сфере социального обеспечения.
  5. Назовите комплексные нормативные акты, регулирующие отноше­ния в сфере социального обеспечения.
  6. Какие министерства и ведомства издают нормативные акты, ре­гулирующие отношения в сфере социального обеспечения?
  7. Охарактеризуйте региональные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.
Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий